22 марта — 80 лет со дня расстрела священномученика Димитрия Гливенко

Священномученик Димитрий родился 1 января 1879 в городе Таганрог Донской области в семье служащего государственного банка, надворного советника.

Димитрий отличался горячей любовью к Богу, любил молитву и церковную службу, что и повлияло на его выбор пути священнослужителя

В 1894 он поступил в Ставропольскую Духовную Семинарию. Дмитрий жил в семинарии на полуказенные средства. Окончил полный курс по первому разряду.

В 1900г. выпускник семинарии Дмитрий Гливенко обвенчался с Ольгой Флориановной Тишко, дочерью таможенного служащего из Таганрога (1880г.р.). Ольга Флориановны была богословски грамотной, у нее был красивый голос, она пела в храме, где молодые люди и познакомились.

5 октября 1900г. Дмитрий был определен на диаконоучительское место в г.Ейске, а 6 января рукоположен в сан диакона и определенв церковь свмч.Пантелеимона.

12 мая 1901г. определен согласно прошению на вакантное священническое место к церкви Рождества Богородицы в с.Султановское, а 29 июня 1901г. был рукоположен во священника к этому храму. Одновременно служил заведующим и законоучителем султановской церковноприходской школы. 27 сентября 1902г. переведен согласно прошению в г.Ейск, в Пантелеимоновскую церковь с определением заведующим и законоучителем церковноприходской школы.

Был приглашен преподавать Закон Божий в Ейское ремесленное училище, где он также совершал службы в училищном храме с 1904 по 1905гг.

В 1903г. в семье о.Димитрия родилась дочь Зоя, в 1909г. сын Сергей. Третий ребенок — сын Николай — умер во младенчестве.

Революционные события 1905г. явились причиной памятной встречи о.Димитрия со святым праведным о.Иоанном Кронштадтским.

Согласно семейному преданию, о.Димитрий написал восемь вопросов, ответы на которые он хотел получить у о.Иоанна. Встреча состоялась и длилась около трех часов, но собеседники так и не коснулись вопросов о.Димитрия. При прощании о.Иоанн пообещал на них ответить и оставил у себя текст. О.Димитрий уехал домой, ожидая, что ответ придет письмом. Но случилось иначе. Из воспоминаний матушки Ольги Флориановны:    «Однажды ночью о.Димитрий вскочил с кровати, включил лампу и стал что-то быстро писать. На мои вопросы он только отмахнулся. Когда текст был написан и прочитан, оказалось, что это были ответы на все восемь заданных им вопросов, причем в том порядке, в котором они были записаны на бумаге, оставленной у о.Иоанна Кронштадтского».

По воспоминаниям матушки Ольги, очевидно, во время той памятной встречи с о.Иоанном Кронштадтским, последний приоткрыл о.Димитрию дальнейший ход событий в России и ожидавшую его мученическую стезю. Матушка Ольга вспоминала, что о.Димитрий с тех пор уже как бы и не был на земле, ничто земное его не заботило, и часто ей приходилось «возвращать его на землю».

16 марта 1907г. по благословению Преосвященнейшего Агафадора, архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, согласно прошению, о.Димитрий переведен на первое место в станицу Ясенскую настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери

Здание церкви было построено в 1884г. на пожертвования прихожан, освящена в 1885г. Построена из дерева на кирпичном фундаменте, 4-х главая, холодная, престол один.

При церкви была построена кирпичная церковноприходская школа, в ней о.Димитрий состоял заведующим и законоучителем. Также состоял законоучителем в мужском училище МНП с 1909г.

Отец Димитрий жил со своей семьей — женой и двумя детьми: дочерью Зоей и сыном Сергеем на квартире, т.к. собственной недвижимости не имел.

Причт церкви в честь Казанской иконы Божией Матери состоял из настоятеля, о.Димитрия Гливенко, штатного священника о.Василия Туткевича, диакона о.Николая Пелих, псаломщика Ивана Павловича Андриевского и второго псаломщика Андрея Николаевича Критского.

18 марта 1909 года отец Дмитрий награжден правом ношения набедренника архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский  Агафодором.

Продолжал духовное образование в Духовной Академии, но закончить ее ему не удалось. Экстерном учился на философском факультете Дерптского университета, совмещая учебу со священническим служением.

В 1911г. о.Димитрий переменил место службы на город Кисловодск Терской области.

В Свято-Никольском соборе всегда было много прихожан как из местных жителей, так и из многочисленных приезжих: на водолечение в Кисловодск приезжала вся Россия. Бывали в Кисловодске и августейшие особы, и именитые купцы, и видные представители творческой интеллигенции. Все эти люди, очень разные по образованию, социальному положению и взглядам на жизнь, приходили к о.Димитрию в Свято-Никольский храм на исповедь и за утешением. Для духовных бесед с ними о.Димитрию требовалось как хорошее знание богословия, так и светской жизни, так что здесь пригодилось его университетское образование.

Но более всего от батюшки требовалось умение укреплять прихожан в Православной вере, в верности Царю и монархии, желание помогать возвращению некоторых из них в лоно Православной Церкви, т.к. в то время «в воздухе носилась» зараза новой революционной смуты, идеи богоотступничества и цареотступничества, особенно среди интеллигенции и высшего дворянства.

Глубокая порядочность о.Димитрия всегда привлекала к нему простых людей. Батюшка не жалел для них времени и средств. Совершая требы в домах бедняков, он не только не брал с них ничего, но и сам старался, подобно о.Иоанну Кронштадтскому, помочь нуждающимся, хотя собственная его семья жила небогато. Супруги горячо любили друг друга. Во все время служения о.Димитрия матушка Ольга была рядом с ним, она пела на клиросе, жила приходской жизнью. Подросшие дети также несли клиросное послушание. Особенно любил клиросное пение сын Сергей, впоследствии окончивший музыкальное училище и ставший учителем пения в школе.

Семья о.Димитрия жила в собственном небольшом домике возле станции Минутка, которая теперь находится в черте города Кисловодска. Это был тихий и красивый поселок недалеко от ж.д. станции. Около дома был большой сад, где о.Димитрий в свободное от службы время любил подолгу сидеть с любимыми книгами, молился, размышлял.

После революции 1917г. новая власть закрыла собор в Кисловодске, и о.Димитрий переехал служить в Пятигорск. На память о служении в Свято-Никольском соборе г.Кисловодска о.Димитрий взял с собой икону свт.Николая.

В Пятигорске о.Димитрий с матушкой Ольгой неоднократно на ночь оставались в храме, охраняя его от осквернения воинствующими атеистами.

В обстановке после революционных гонений на Церковь служить становилось все труднее. Прихожане (в основном, терские казаки), как могли, поддерживали своего батюшку, но обстановка постепенно ухудшалась.

Однажды, под вечер, в дом к отцу Димитрию пришли местные жители, казаки. Они сказали, что власти постановили на следующий день арестовать священника и его семью, возможно, даже убить их, а дом разграбить. Казаки настаивали, чтобы батюшка уехал, чтобы спасти свою жизнь и жизнь своих близких. О.Димитрий уезжать не хотел, полагаясь во всем на Волю Божию, но люди настояли. Бросив дом и хозяйство о.Димитрий с семьей переехал в Подмосковье. Образ свт.Николая из собора в Кисловодске, икона Спасителя, несколько фотографий и Святое Евангелие — это было фактически все, что было взято из брошенного дома.

Отец Дмитрий продолжил служение настоятелем Троицкой церкви в с.Карачарово (ныне Москва). Храм относился к Ухтомскому благочинию Московской епархии. Проживал он с семьей в пос.Малаховка, Московской области, на ул.Малаховская, 5.

В 1937г. власти решили закрыть все храмы ближнего Подмосковья, расположенные вдоль Московско-Казанской (тогда Ленинской) ж.д. В конце 1937г. органами НКВД Московской обл. было сфабриковано т.н. «дело Воздвиженского», известное также как «дело Ухтомского благочиния». В январе 1938г. органами НКВД был проведен массовый арест священников Ухтомского благочиния Московской епархии, среди них оказался и о.Димитрий Гливенко. Он был арестован 23 января 1938г. в 11ч. 30 мин. ночи

15 марта 1938 года осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. Обвинение —  «участие в контрреволюционной группировке духовенства, ставившей целью свержение Советской власти с помощью капиталистических стран, к/р деятельность» Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР. Приговор — высшая мера наказания – расстрел.

Групповое дело «Дело протоиерея Владимира Воздвиженского и др. священнослужителей Ухтомского благочиния, Москва, 1938г.» Священнослужители, проходившие по «делу Ухтомского благочиния», в том числе о.Димитрий Гливенко, обвинялись в «создании контрреволюционной группировки духовенства». Роль «главы к/р заговора духовенства» была отведена благочинному Ухтомского благочиния протоиерею Владимиру Воздвиженскому, настоятелю Знаменской церкви г.Перово (ныне в черте Москвы). Пятеро из арестованных священников, (причисленные позже Русской Православной Церковью, к лику святых священномучеников), в том числе о.Димитрий Гливенко, на допросе категорически отвергли приписанное им участие в контрреволюционной группировке, виновными себя не признали, давать какие-либо лжесвидетельские показания и сотрудничать со следственными органами отказались. С 23 января по 22 марта о.Дмитрий был заключен в Таганской тюрьме г. Москвы.

22 марта 1938г., в день памяти Сорока мучеников Севастийских, почти все священники, проходившие по делу, в том числе о.Димитрий Гливенко, были расстреляны на Бутовском полигоне.

Семье о расстреле о.Димитрия ничего не сообщили. Уже после расстрела, в 1939г. матушке Ольге принесла записку от о.Димитрия женщина, работавшая в обслуживающем персонале Таганской тюрьмы. Она рассказала, что дала батюшке слово разыскать семью и передать от него последнюю весточку. В своей записке к жене о.Димитрий писал:

«Милая, ненаглядная Олечка!….Люблю тебя одну, безгранично и до гроба!

Прости, прости меня, и я прощаю… Не падай духом… Молись и надейся.

Всегда надейся, если даже что и худо будет… Вера нас спасет и здесь, если Бог даст, и в вечности непременно!… Вечно твой…»

После ареста о.Димитрия матушка Ольга переехала в пос.Деденево Дмитровского района Московской обл. в семью дочери Зои Дмитриевны. Муж Зои Дмитриевны также был репрессирован и провел 18 лет в заключении. С ними поселился и сын о.Димитрия Сергей Дмитриевич. Сергей Дмитриевич и Зоя Дмитриевна работали в сельской школе учителями. Матушка Ольга скончалась в 1972г. в возрасте 92 лет. Незадолго до своей кончины она посетила Епархиальное управление Московской епархии, куда передала богослужебное облачение о.Димитрия и его иерейский наперсный крест, которые она бережно хранила в течение всей своей жизни.

Реабилитирован 1958 08 22 Московским областным судом по году репрессий 1938.

Священномученик Димитрий Гливенко канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священным Синодом. Определение от 6 октября 2001г. по представлению Московской епархии для общецерковного почитания.