27 мая 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления».

Ведущим конференции, организованной Фондом святителя Василия Великого, выступил заслуженный профессор Московской духовной академии А.И. Осипов.

Предваряя доклады и приветствия, поступившие в адрес конференции, учредитель Фонда святителя Василия Великого и учредитель телеканала «Царьград» К.В. Малофеев сделал небольшой экскурс в историю Отечества, напомнив собравшимся, что когда в 1814 году русские войска освободили Париж, Европа в ожидании взирала на Россию-победительницу: что скажет эта сверхдержава? Однако в культурном и просветительском смысле наша страна в то время была европейским эпигоном: аристократия говорила по-французски, в Церкви отсутствовало Патриаршество. И вот в 20-30-40-е годы XIX века в России начал появляться ответ на европейский запрос¸ а главное – на запрос самой Российской империи: что она может предложить Европе? В светском смысле, по мнению докладчика, это были славянофилы, которые стали задумываться о византийском наследии. В Церкви – святитель Филарет Московский, оптинские старцы, святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов). «Православие – вот то, что Россия могла принести миру и то, благодаря чему она победила революцию (полчища Наполеона), которую никто в Европе победить не смог», – заключил К.В. Малофеев.

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, член Священного Синода Русской Православной Церкви в своем докладе подчеркнул, что духовный опыт святителя, опубликованный в многотомном издании, имеет неисчерпаемое значение для всех, кто ищет спасительный путь в Царство Небесное. Высокопреосвященнейший Владыка осветил многие аспекты деятельности святого, начиная с его поэтических и литературных трудов, высоко оцененных представителями творческой элиты России, и заканчивая служением святителя на церковном поприще, ознаменовавшимся полным самоотвержением ради точного исполнения евангельских заповедей в потаенном иноческом духовном подвиге. Особое внимание Владыка уделил специфической ситуации в Беларуси, где православие издавна соседствует с католичеством. Известно, что святитель Игнатий видел в католичестве ересь папизма, и не все его слова могут быть приняты и поняты в стране, где многие православные люди имеют родственников, принадлежащих к католической вере. «Однако духовные советы святителя Игнатия, пример его благочестия, опыт искренней молитвы и аскетики, его отношение ко греху и грешному человеку, положенное в основе жизни современного православного священнослужителя и каждого христианина, лучше чем что-либо другое являет глубину и напряженность православной духовной жизни, свидетельствует о спасительности святого православия», – сказал докладчик.

Темой доклада митрополита Казанского и Татарстанского Феофана стало духовное образование во времена святителя Игнатия (Брянчанинова), которое, по мнению выступающего, к прискорбию,  действовало исключительно на ум, не помогая будущим пастырям взращивать в душе ревность к церковному служению. По причине такой холодности, прагматичности в те годы почти не было монашествующих из воспитанников семинарий. Сам святитель, возглавив Кавказскую кафедру, многое сделал для того, чтобы основанная при нем в 1846 году Ставропольская духовная семинария пережила период бурного расцвета. Он лично наблюдал за духовным ростом воспитанников, перевел семинарию в новое просторное здание, о чем подробно рассказал докладчик.

Темой доклада, с которым выступил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, была тема глубокого покаяния – стержень творений святителя.  Митрополит Даниил рассказал, что в Одесской духовной семинарии, где он учился до Московской духовной академии, творений святителя Игнатия (Брянчанинова) не было. И никто семинаристам не говорил об этом писателе-аскете. Затем один преподаватель стал давать будущему митрополиту по одному томику на неделю, и это чтение, по признанию Владыки, изменило его сознание и, в конечном счете, – жизнь. Благодаря творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), он принял монашество. Участь же некоторых из тех, с кем учился митрополит Даниил, впоследствии оказалась не просто печальной. В начале 90-х годов на Украине стали захватывать православные храмы, и некоторые сокурсники Владыки перешли в унию, продолжая служение в своих храмах. Два преподавателя семинарии, которых быстро рукоположили, ушли к главе непризнанной церкви «Киевский патриархат» Филарету. Ответ на вопрос, почему произошло такое вероломное предательство, как заметил выступающий, частично дали предыдущий докладчик, митрополит Феофан, и заслуженный профессор Московской духовной академии А.И. Осипов, ведущий конференции. Семинария не учила главному. Понимание молитвенного делания было поверхностным. «Этого всего можно было бы избежать, если бы у нас в то время преподавали труды Игнатия (Брянчанинова), давали бы возможность познакомиться с ними», – отметил митрополит Даниил.

Большой интерес участников конференции вызвали доклады, осветившие разные периоды жизни святителя. О настоятельстве архимандрита Игнатия в Свято-Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом рассказала настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина).

Об архипастырском служении святителя на Кавказе собравшиеся узнали из доклада митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла (доклад был зачита первым проректором Ставропольской духовной семинарии протоиереем Павлом Самойленко).

Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) принес на конференцию пятый том полного собрания сочинений святителя Игнатия  «Приношение современному монашеству» и рассказал удивительную историю этой книги, которая была в руках у преподобного Никона, исповедника Оптинского во время его заключения в Козельской тюрьме. Читая ее, старец делал пометки. Перед отправкой на Север он передал эту книгу своим духовным детям. Теперь в музее Данилова монастыря есть уникальный том, в котором имеются мысли двух святых – святителя Игнатия, считавшего этот том своим духовным завещанием современному монашеству и христианам, и преподобного Никона исповедника, прочитавшего это завещание.

Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, развивая тему актуальности творений святителя Игнатия (Брянчанинова), процитировал высказывания о его трудах целого ряда подвижников, в том числе и преподобного Никона Оптинского, который писал: «Сочинения Преосвященного Игнатия необходимы. Они, так сказать, азбука духовной жизни. Без овладения азбукой невозможно освоить другие предметы и науки. Это дверь, ведущая в науку из наук».

Последний выступающий – протоиерей Андрей Ткачев, клирик Московской епархии – отметил, что есть три столпа православия, по которым мы оцениваем великих учителей и святителей. Это Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. По убеждению священнослужителя, святитель Игнатий (Брянчанинов) больше похож на Григория Богослова, который не любил водить за собой толпу, не создавал никаких систем, не искал учеников, а любил молиться и плакать. И вообще хотел быстрее уйти отсюда – туда, «где моя Троица». Так и святитель Игнатий любил молиться и плакать. И в то же время он был большой учитель. Протоиерей Андрей произнес оду или похвалу учительству.

Во время получасового перерыва участники и гости конференции смогли посмотреть фрагменты фильма о святителе Игнатии «Учитель покаяния». В подарок собравшиеся получили книги «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма», «Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям», также книгу А.И. Осипова «Бог».

Завершая конференцию, ее ведущий профессор А.И. Осипов сообщил, что представленные доклады будут опубликованы в сборнике, посвященном 150-летию преставления одного из самых известных и почитаемых святых отцов и учителей Русской Православной Церкви – святителя Игнатия (Брянчанинова).

Синодальный отдел по монастырям и монашеству