27 мая 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления». Об архипастырском служении святителя на Кавказе собравшиеся узнали из доклада митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла (доклад был зачитан первым проректором Ставропольской духовной семинарии протоиереем Павлом Самойленко).


«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые участники конференции!

В 2017 году – в году столетия трагических революционных событий 1917 года, которые вспоминает Россия, исполняется и 150 лет блаженной кончины великого русского святого, церковного писателя и аскета святителя Игнатия (Брянчанинова). К этому славному юбилею было приурочено немаловажное для Северного Кавказа событие — передача одного из корпусов, до революции принадлежавших Ставропольской духовной семинарии, родной alma mater. Очень символично, что это произошло в юбилейный год святого покровителя Ставропольской духовной школы. В 2017 году исполняется 210 лет со дня рождения, 160 лет со дня назначения на Кавказскую кафедру и 150 лет со дня преставления ко Господу святителя Игнатия Брянчанинова. Несомненно, молитвами святого подвижника семинария вновь обрела свой корпус и продолжает развиваться как ведущая цитадель духовного образования Юга России.

За годы своего служения святитель воспитал целое поколение ревностных монахов и оставил после себя многочисленные творения. Особым в деятельности этого великого подвижника стал Ставропольский период жизни. Кавказский регион был единственной епархией в его архипастырском служении. Оставив глубокий след в истории епархии, святитель Игнатий остался молитвенным предстателем за нее и в последующие годы ее деятельности. Через страшные гонения ХХ столетия епархия благодаря его молитвенному ходатайству пронесла свою спасительную миссию до настоящего времени.

После длительного периода послушнических испытаний будущий святитель принял монашеский постриг, трудился в обителях Вологодской епархии и затем почти четверть века возглавлял Троице-Сергиеву пустынь близ Санкт-Петербурга. Архиерейство пришло к отцу Игнатию неожиданно. Он был потрясен совершившимся избранием, но принял его за послушание, как принимал все предыдущие назначения. Епископская хиротония архимандрита Игнатия состоялась 27 октября 1857 г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Попрощавшись с братией Троице-Сергиевой пустыни, владыка Игнатий отправился в далекий путь, на Кавказ.

В Ставрополь владыка прибыл 4 января 1858 г. Въезжая в город с северо-западной стороны, святитель обратил внимание на красивые виды, открывающиеся на город: все в снегу, покрытые инеем деревья, а среди них величественно возвышался Казанский кафедральный собор. Святитель Игнатий обратил внимание, что собор как будто парит над городом. Первыми словами архипастыря на ставропольской земле были «Мир граду сему». Первое богослужение он совершил в канун праздника Богоявления.

Епархия была образована недавно и церковная жизнь во всех отношениях была недостаточно обустроена. Дела епархии находились в расстроенном состоянии, в управлении имелось много злоупотреблений со стороны светских чиновников духовной консистории. Святитель Игнатий принял решительные меры по упорядочиванию епархиальных дел. Малочисленность церковных приходов Черномории и Ставрополья, разбросанных на огромной территории, неблагоприятным образом сказывалась на деятельности епархиальных учреждений, состоянии духовного образования и миссионерской работе.

На Кавказской кафедре святитель Игнатий Брянчанинов пробыл с начала 1858 г. до осени 1861 г. Во время епископства владыки Игнатия здесь же, в Ставрополе, находился его любимый брат Петр Александрович. Он был здесь до 1860 гг. вице-губернатором, а с 1860 по 1862 гг. – губернатором. Внешние условия церковной жизни в огромной Кавказской епархии чрезвычайно отличались от всего того, с чем ему приходилось иметь дело до назначения в Ставрополь. Продолжалась Кавказская война, благодатная земля обагрялась людской кровью, претерпевали страдания тысячи и тысячи ни в чем неповинных людей. Многонациональный и разноверный состав местного населения был причиной возникновения множества таких вопросов церковно-административного характера, подобные которым даже в мыслях не представлялись архиереям, управлявшим благоустроенными епархиями в центре государства.

Несмотря на все трудности, владыка ревностно приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей. Важнейшую свою задачу он видел в апостольском служении пастве. На архиерейской кафедре он был руководителем душ человеческих на путях, ведущих к Небесному Царству. Святитель Игнатий ревностно заботился и об устроении богослужения и о нормальных взаимоотношениях духовенства и мирян.

Святитель Игнатий совершал объезды епархии, пределами которой были берега Черного, Азовского и Каспийского морей, снежные вершины главного Кавказского хребта и дальние сухие степи. Архипастырь был доступен для всех, кто обращался к нему. Особенным его вниманием пользовалось епархиальное духовенство. Святитель заботился об улучшении быта священнослужителей, повышении его образовательного уровня, о лучших взаимоотношениях, приличествующих священному сану. Благодаря этой заботе епархиальные дела вскоре были приведены в благополучное состояние.

В 1858 г. святитель Игнатий решил в ближайшее лето объехать всю кавказскую часть епархии, соединив обзор церквей и причтов с лечением на Водах. 15 мая святитель выехал из города. В пути его сопровождал сильный казачий конвой. Шла Кавказская война и «не было места на всем Предкавказье, где не угрожал бы путнику или плен, или шашка, или меткая пуля черкесская, и поэтому он непременно должен был иметь и память о смерти и готовность встретить ее по-христиански». Архипастырь в дороге постоянно держал при себе дароносицу на случай последнего Причастия.

Приходы Кавказской епархии были разбросаны по области линейных казаков, чье духовенство было отделено от епархии и подчинялось только обер-священнику Отдельного Кавказского корпуса. Путь архиерея пролегал по цветущей степи через станицы Марьевскую и Сергиевскую, селения Высоцкое, Журавское и Китаевское до Новоселицкого. Далее, через Чернолесское, Маслов-Кут и Нины, вдоль реки Кумы до Воронцовского (ныне Зеленокумск). В конце мая через Новозаведенное владыка добрался до Георгиевска. Посещая епархиальные города и веси, он осматривал местные храмы, знакомился с духовенством и его нуждами, совершал богослужения, произнося написанное им «Поучение к народу епархии». Лето 1858 г. было посвящено посещению святителем региона Кавказских минеральных вод. Архипастырь посетил ряд храмов, посетил неудачное на тот момент строительство Пятигорского Спасского собора, освятил воды Провала.

Летом 1859 г. Преосвященный Игнатий совершил обозрение приходов в черноморской (кубанской) части Епархии. Во время поездок по епархии владыка всюду по-отечески беседовал с паствой, наставляя ее в истинах христианской веры. Помимо регулярных проповедей он составил поучение «О спасении», распространявшееся по приходам. Забота о проповедании Слова Божия была всегда главнейшей для святителя Игнатия, не отступал он от этого правила и на Кавказе.

Большое внимание он оказывал воспитанию юношества в духовно-учебных заведениях. Само местоположение семинарии в самом оживленном районе города святитель считал неудачным. Он стремился перенести духовную школу в верхнюю часть губернского центра, более спокойную, поближе к Архиерейской роще. Редкий для большого города пейзаж зеленого лесного массива, который и сегодня открывается из окон семинарского общежития – память о заботах святителя Игнатия.

В 1860 г. при содействии своего брата губернатора Петра Александровича Брянчанинова, святитель снял в верхней части города три дома, находившиеся рядом с Андреевской церковью и принадлежавшие купцу Я.Н. Крупинскому. Сейчас в нем находится Краевой телерадиоцентр. Здесь, постепенно расширяясь и заняв несколько домов, она и находилась с 1860 по 1883 гг., пока не было построено новое величественное здание духовной семинарии. Богослужение совершалось по монастырскому уставу: каждодневное участие в богослужении святителем определялось как обязательное для всех воспитанников школы. В деле воспитания будущих пастырей святитель Игнатий был строг, но рассудителен.

Святитель Игнатий, всегда придававший большое значение церковному пению, поднял на высокий уровень способности архиерейского хора. В процессе совершенствования архиерейского хора, он широко привлекал к пению студентов Кавказской Духовной Семинарии, что благотворно сказалось на певческом искусстве епархии в целом.

Заботами святителя основанная первым епископом Кавказским Иеремией Иоанно-Мариинская община была в 1859 г. преобразована в монастырь. В этой же обители в 1861 г. Преосвященный Игнатий заложил новый Покровский храм. Владыка вообще придавал большое значение строительству в епархии храмов Божиих. Когда жители с. Ново-Григорьевского выразили желание соорудить в своем селе новый каменный храм, владыка вместе с губернским архитектором Воскресенским сам составил проект храма, ставшего украшением епархии. Горячий интерес и поддержку у Преосвященного Игнатия вызвала идея постройки в Моздоке храма в честь находящейся в этом городе и глубоко почитаемой на Кавказе чудотворной иконы Божией Матери. Эта кавказская святыня хранилась в ветхой Успенской церкви. В 1860 г. владыка Игнатий выдал храмоздательную грамоту на строительство нового храма в Моздоке. По благословению святителя за 1859-1860 гг. была сооружена по проекту П. Воскресенского уникальная колокольня Ставропольского Кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери, варварски уничтоженная в 1943 г. В настоящее время колокольня восстанавливается в своей первозданной красоте. На протяжении многих десятилетий кафедральная звонница была одной из достопримечательностей Кавказа.

Время пребывания святителя Игнатия на Ставропольской кафедре совпало со многими важными событиями в жизни Кавказа. В августе 1859 г. был пленен имам Шамиль. В 1860 г. Кавказская линия была разделена на Кубанскую и Терскую области. В 1861 г. началось заселение освобожденного Закубанского края. Все это оказывало влияние на жизнь епархии, ставило новые вопросы, но тяжкая болезнь не покидала епископа Игнатия. Летом 1861 г. он подал прошение уволить его на покой в известный ему уже Николо-Бабаевский монастырь. Просьба святителя была удовлетворена. 13 октября того же года он вместе с несколькими преданными учениками уехал в Николо-Бабаевскую обитель.

Трудное дело – управлять епархией – епископ Игнатий совершил достойно. Менее четырех лет Преосвященный Игнатий управлял Кавказской епархией. За это время он посетил многие приходы своей обширной епархии, привел в порядок органы епархиального управления, добился повышения окладов духовенству епархии, ввел торжественное богослужение, устроил прекрасный архиерейский хор, построил архиерейский дом, перевел семинарию в новые лучшие здания и внимательно следил за ее внутренней жизнью. Кроме того, он неустанно проповедовал. В отношении к духовенству и прихожанам святитель Игнатий был истинным миротворцем: строгим к себе и снисходительным к немощам ближних.

Святитель Игнатий, покинув Ставропольскую землю в 1861 г., навсегда остался молитвенником за нее. Он и сегодня предстоит в молитве у Престола Божия за Ставропольскую паству и являет нам идеал доброго пастыря, следовать которому призван каждый христианин. Ставропольская митрополия и ее духовная школа – Ставропольская духовная семинария – бережно хранят память о великом святом подвижнике и продолжают многочисленные традиции, заложенные святителем. Духовная школа в соответствии с наставлениями святителя направляет основные усилия на подготовку доброго пастыря, а не просто на передачу необходимых знаний. Уже на протяжении многих лет ежегодно совершаются масштабные научные праздничные мероприятия в рамках Свято-Игнатиевских чтений, приуроченные к дню памяти свт. Игнатия – 13 мая. Преподаватели семинарии и многочисленные ученые с разных уголков России и даже зарубежных стран продолжают развивать научное наследие великого святителя. Воплощается и другая мечта святителя Игнатия – единение казачества вокруг Святой Православной Церкви. В настоящее время многочисленные казачьи объединения обрели духовников – священников Русской Православной Церкви».