Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие члены Президиума, всечестные отцы, братия и сестры!

Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора стал доброй традицией Кавказа и не только. Мы уже привыкли, что Форум собирает в наш Град Креста самых разных экспертов для серьезного, глубокого размышления о судьбе страны, о судьбе нашего народа, о самых животрепещущих проблемах современности. Многие предложенные здесь решения способствовали консолидации общества на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Ровно 10 лет назад в этом же зале Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл Первый Ставропольский Форум ВРНС, с темой: «За мир на Кавказе».

Как неожиданно звучат эти слова сегодня! Какой путь мы прошли в этой десятилетней битве за мир? Насколько изменилась Россия за последние годы, и сколько ей еще предстоит преодолеть на пути к своему Преображению? Что значат для нас сегодня баннеры «Zа мир» на улицах по всей стране? Темой нашего Форума станет «Священная война – Преображение России».

Речь пойдет не об СВО, хотя она подвигла нас к этому разговору, хотя на Украине сегодня действительно идет война с нацизмом, с сатанизмом, с антихристом (я не утрирую – в 2014 году на Украине официально была зарегистрирована «Церковь сатаны», впервые на постсоветском пространстве). Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу». Сегодня более 50 наиболее технологически продвинутых и экономически сильных стран воюют с Россией на украинском фронте, топчут на информационном фронте, пытаются ее разорить, мечтают расчленить, стереть с лица земли саму память о великой русской культуре. Нам не впервой. Россия не развязывает войны, она их заканчивает.

Война есть зло: «Кровь оскверняет землю» (Числ. 35. 33). «Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией». Только для защиты ближних и восстановления попранной справедливости христианин может брать в руки оружие. Мы все знаем, что преподобный Сергий благословлял князя Димитрия на Куликовскую битву, но как это было? Сперва он призвал князя решить все мирно, и лишь когда тот ответил: «Я все это сделал, отче, но Мамай еще больше возгордился», – Преподобный сказал: «Если это так, ждет его непременная гибель и забвение. Тебе же от Господа Бога и Пречистой Его Матери и всех святых Его – помощь, милость и слава». На наших глазах Президент предупреждал несколько лет, что растет угроза безопасности России, на Украине поднимает голову нацизм, Запад пытается сделать ее плацдармом НАТО для нападения на Россию. Год назад в эти же декабрьские дни наши власти предложили решить мирно вопрос безопасности западных рубежей России. Новый Мамай еще больше возгордился. При поддержке Запада уничтожение русского мира на Украине лишь наращивало обороты: разрушались памятники (уже не только Ленину, но и Жукову, Гагарину, Суворову, теперь уже святому Александру Невскому и Пушкину), законодательно ограничилось преподавание русского языка, раскольниками захватывались православные храмы. Гибли журналисты и писатели, выступавшие в защиту русского народа. Рекой лилась кровь на Донбассе: погибли и получили ранения десятки тысяч мирных жителей, в том числе тысячи детей; еще больше остались без крова над головой и воды. Россия без единой капли крови защитила Крым, мирно вернула ему отобранную воду и свет, возила многие тонны гуманитарной помощи на Донбасс. До сих пор идет ежедневный, невероятно интенсивный обстрел жилых кварталов и социальных объектов Донецка, Горловки и др. Россия не могла пройти мимо.

Это уже было 1000 лет назад. В 1015 году русский князь Ярослав Мудрый пошел из Новгорода на Киев с воинами, «призвав Бога в свидетели своей правды и сказав: «Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь». Тогда в Киеве при поддержке Запада сел Святополк Окаянный. Тогда пролилась кровь святых Бориса и Глеба. Тогда Русь могла потерять все, что обрела в Святом Крещении. Бог даровал ему Победу, и Киев стал при нем Матерью городов русских, а летописец начал там повествование, «откуда есть пошла Земля Русская», которое продолжалось еще много веков.

Сейчас Россия сражается за свою душу, за свои святыни. В этом году на Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх сказал: «От того, насколько твердо мы с вами будем стоять в Истине, насколько мы будем верны заветам своих отцов, преданы непреходящим духовным и нравственным ценностям, которые мы получили, в том числе, через церковную традицию, во многом зависит будущее нашей страны, народа, а в глобальном плане, думаю, и будущее человеческой цивилизации. Потому что даже победа над глобализмом в отдельно взятой стране не будет иметь существенного значения для всего мира, хотя и будет важной. Другими словами, наша борьба не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века всего, духов злобы поднебесных, как об этом сказал апостол (см. Еф. 6, 12). Сегодня эти слова обретают видимое выражение, и каждый может понять, о чем идет речь, а с пониманием открывается и возможность сопротивления. И наше сопротивление всем этим разрушительным тенденциям – это возрастание в нашей вере, это верность нашим традициям, это любовь к Отечеству, это забота о его духовном и материальном благе».

Да, многое уже делается: «Преображение облика России, укрепление ее суверенитета и обороноспособности, защита национальных интересов, поступательное социально-экономическое развитие, забота о благополучии сограждан» – вот лишь некоторые из очевидных и неоспоримых результатов последних лет. Мы можем вспомнить, что в Конституции закреплена чеканная формула современной русской государственности: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Все темы, которые звучали на нашем Форуме за прошедшие 10 лет, получили отражение в принятых к ней поправках: внесение духовно-нравственного воспитания детей в число приоритетов государственной политики, защита русского языка как языка государствообразующего народа, защита исторической правды от попыток переписать историю, защита института брака как союза мужчины и женщины и др. Это было сделано еще до боев.

«Либералы пишут о нашем народе: «Дик и невежествен… не чета европейскому…» Да наш народ – святой в сравнении с Западом! Наш народ еще никогда не доходил до такого цинизма… Отвратительные, противоестественные пороки – и открыто для всех, и это никого не возмущает… Для нашего народа тут смертный грех, а там это – в нравах». Это сказано 150 лет назад, Федором Михайловичем Достоевским. И еще великий писатель добавил тогда (в разгар «хождения» революционеров и студентов «в народ»): «Да никогда я не соглашусь с тем, что эту «цивилизацию» хотят теперь прививать народу! До конца моих дней воевать буду с ними, – не уступлю». Молодежь нетерпеливо возражала ему: «Ведь не эту же именно «цивилизацию» хотят перенести к нам, Федор Михайлович!». Но много размышлявший об этом писатель горячо восклицал: «Да непременно все ту же самую! Потому что другой никакой и нет… Начинается эта «пересадка» всегда с рабского подражания, с роскоши, с моды, с разных там наук и искусств, а кончается содомским грехом и всеобщим растлением…».

Эта духовная война не прекращалась никогда и не прекращается сейчас. В этом году сотни тысяч российских школьников читали стилизованные для подростков романы со сценами однополой педофилии, свободно продававшиеся в любом книжном магазине и на всех интернет-платформах, с маленьким значком в углу «18+». Месяц назад (9 ноября) Президент подписал указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». На прошлой неделе был принят закон, запрещающие пропаганду ЛГБТ, педофилии и смены пола. Информационный яд изъяли из продажи.

Даже военные давно говорят о «гибридной войне». Битва идет не только в окопах. А Церковь знает, что главные события священной войны разворачиваются на невидимом фронте. Преподобный Сергий не был на передовой, но без него не было бы той Победы. Как не было бы ее и без преподобного Александра Радонежского – боярина Пересвета, принявшего монашество в Троице-Сергиевой обители. Церковь всегда была, есть и будет со своим народом. И сейчас она приносит вполне видимые жертвы в этой невидимой войне за души людей.

Еще восемь лет назад отдал жизнь за паству свою луганский протоиерей Владимир Креслянский: 31 июля после вечерней службы преподобному Серафиму Саровскому в храме Умиления Пресвятой Богородицы по дороге домой он получил тяжелое ранение в грудь и левую руку от разрыва бомб украинских сил. Зажимая рану в груди, он вышел на середину улицы и встал на колени, крестясь уцелевшей правой рукой. Остальные шесть кассетных бомб, падавшие на жилой район, не взорвались. Фото священника, умершего в молитве, как преподобный Серафим, облетело тогда весь интернет.

Во время специальной военной операции первой жертвой на территории России стал православный священник, протоиерей Олег Артемов. 64-летний старец, терский казак, принявший священный сан в Андреевском соборе Ставрополя в июле 1999 года, он положил душу за свою паству: как и в случае с отцом Владимиром, кроме него никто не погиб в ночь 24 марта, когда «градами» были обстреляны белгородские села Журавлевка и Нехотеевка.

И на передовой трудятся и отдают свои жизни наши пастыри: 9 сентября при исполнении пастырского долга получил смертельные ранения в голову и в сердце 45-летний казанский священник Анатолий Григорьев. Все, кто попали с ним под обстрел, выжили. 25 сентября на 54 году жизни был убит казачий духовник из Курганской митрополии – протоиерей Евфимий Козловцев. 6 ноября под удар американских «хаймарсов» попали настоятель храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца при штабе РВСН Герой России протоиерей Михаил Васильев и духовник 76 псковской дивизии ВДВ священник Александр Цыганов. Отец Михаил скончался на месте (это была Димитриевская родительская суббота – день памяти всех воинов, жизнь свою за веру и Отечество положивших), а 35-летний отец Александр, после многочисленных операций, преставился 21 ноября (в день Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных). Для верующего человека смерти нет, и эти священники, грудью закрывшие духовных чад своих, в Небесном воинстве, в Бессмертном полку.

Сегодня, как и всегда, Русская Церковь со своим народом, с армией, с Правительством, с Президентом России. Церковь ратует за мир, но напоминает, что «мир является благодатным даром Божиим… Мир человека с Богом, с собой и с другими людьми – неотделимы друг от друга. Мир есть плод правды (Ис. 32, 17)… Насколько люди нарушают союз с Богом, насколько они неправедны, настолько они лишаются плода правды – мира». Пророк Иеремия обличал неверный народ Израильский, в котором постоянно слышалось: ««мир! мир!», а мира нет» (Иер. 6, 14).

Чтобы заслужить настоящий мир, нам нужна Победа. Одна на всех: на поле брани с нацистами и западными странами, в духовном совершенствовании каждого человека, в крепкой семье, нужен трудовой подвиг в экономике, нужны чистые на руку представители власти, нужна всесторонняя политика народосбережения. Да, огромная ответственность лежит на воинах: многие из них знают, что противостоит им на Украине. Борясь с грехом, не приобщиться к нему. В Священном Писании сказано: «Когда пойдёшь в поход против врагов твоих, берегись всего злого» (Втор. 23, 10). «Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы». Святой Николай Сербский говорил: «Недостойный военачальник не побеждает. Недостойный солдат гибнет без славы». Слава Богу, наши солдаты это понимают. В некоторых районах нашего края все вернувшиеся с СВО воины, крестились, венчались и крестили детей. «Пока не грянет гром, мужик не перекрестится». Весь народ должен проснуться, встать за спиной наших солдат, тогда Россия победит.

Я уже приводил слова Святейшего Патриарха об апостольском наставлении: «Укрепляйтесь, братья, Господом и могуществом силы Его… потому что наша брань не против крови и плоти, но против … мироправителей тьмы века сего … духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 10–12). Святой апостол Павел предупреждает нас, что ставки в духовной войне еще выше. По коварству и жестокости даже самый страшный враг не сравнится с тем, что убивает нашу душу. Тут нет места для самонадеянности, нет минуты для беспечности – есть только Победа или смерть. По слову апостола Павла, чтобы противостать в «день злой» (минуту испытания) и, «все преодолев, устоять», мы должны всегда быть во «всеоружии Божием» (Еф. 6, 13). Этот духовный арсенал апостол описывает на примере римского воина:

  • «Итак станьте, препоясавшись истиною и облекшись в броню праведности» (Еф. 6, 14) (в наше время смысл этого образа не поменялся: как разгрузка держит все, так и Правда должна быть в основе всех наших действий; как бронежилет защищает сердце, так и праведность (верность Правде Божией) делает нас в главной битве неуязвимыми). Это четко понимали наши великие полководцы, когда говорили: «Не в силе Бог, а в Правде» (Александр Невский), «молись Богу, от Него Победа» (Суворов).
  • «И обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 15) (если в древности быстроту римских легионов обеспечивала солдатская обувь-кали́ги, то эпоху мотопехоты путь к Победе ускоряют иные средства – и мы можем сказать, что в духовной битве за Благую Весть Евангелия готовность нести мир важна также, как наличие колесной и гусеничной техники в битвах земных).
  • «Паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16) (если в древности легионеры скрывались от стрел и катапульт в подобии крепости из своих щитов, то в эпоху артиллерии и ракетных ударов мы можем представить веру, как мощнейшее укрепление, которому не страшны никакие огневые средства духовного врага).
  • «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 17) (как меч был главным оружием солдата во времена апостолов, так и Слово Божие уничтожает ложь; Святые Таинства и Евангелие в духовной битве должны быть всегда при нас, как каска и автомат при солдате).

Закончу я опять же словами Святейшего Патриарха: «Важно, чтобы каждый на своем месте трудился, действительно не щадя живота своего… Верю, что Россия, которая никогда не склонялась ни перед каким противником, будет тогда непобедимой, как непобедимой будет вся Святая Русь».

Митрополит Кирилл возглавил пленарное заседание IX Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора