Доклад митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на Епархиальном собрании

5 февраля 2019 года в Андреевском соборе г. Ставрополя прошло очередное Епархиальное собрание.  С основным докладом выступил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.


Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня в очередной раз мы собрались в стенах Андреевского архиерейского подворья на годовом епархиальном собрании. Нам предстоит подвести итоги прошедшего 2018 года, который был наполнен различными мероприятиями и богослужениями.

Предлагаю следующую повестку дня Епархиального собрания:

  1. Избрание президиума и секретаря Епархиального собрания.
  2. Избрание редакционной группы Епархиального собрания.
  3. Избрание ревизионной комиссии Ставропольской и Невинномысской Епархии.
  4. Доклад Епархиального архиерея о жизни, текущих вопросах и насущных проблемах Епархии за 2018 год.
  5. Выступление председателей с отчетами о деятельности следующих отделов:
    • религиозного образования и катехизации;
    • церковной благотворительности и социального служения;
    • работы с молодежью и миссионерского служения.
  6. Общие вопросы.
  7. Оглашение итогового документа Епархиального собрания.

А теперь перейдем непосредственно к работе Епархиального собрания. Нам необходимо избрать президиум и секретаря Епархиального собрания. Предлагаю кандидатов для голосования: архимандрита Василия Лукьянова и протоиерея Александра Гомзяка.

Теперь необходимо избрать редакционную группу Епархиального собрания. Предлагаю кандидатов для голосования: на должность председателя — игумена Алексия (Смирнова), иерея Антония Скрынникова, иерея Алексия Подколзина, иерея Александра Копцева.

Закончились полномочия членов ревизионной комиссии Ставропольской и Невинномысской епархии. Предлагаю кандидатов для голосования в новый состав комиссии: протоиерея Иоанна Моздора – на должность председателя, протоиерея Александра Дубовика – на должность заместителя председателя, Прилуцкую Ларису Васильевну – главного бухгалтера Епархиального управления, Желанову Людмилу Александровну – бухгалтера Епархиального управления; Ан Светлану Николаевну – заведующую книжным складом, Головинову Наталью Семеновну – экономиста финансово-экономического отдела Епархиального управления.

 

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

За прошедший год мне приходилось принимать участие в большом количестве светских и церковных мероприятий. Это участие в богослужениях на приходах Ставропольской епархии, в богослужениях в иных епархиях страны, в том числе в сослужении Предстоятелю Русской Православной Церкви, и в богослужениях за пределами страны. За истекший год мною было принято участие в 7 заседаниях Высшего Церковного Совета

В 2018 году трижды собирался Епархиальный совет и дважды – Архиерейский совет Ставропольской митрополии в г. Железноводске и г. Ставрополе.

За 2018 год мною было совершено 134 богослужений в пределах епархии, в городах митрополии и других городах России, в том числе в сослужении Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, и за рубежом. Были освящены 3 храма.

Из наиболее крупных поездок за истекший год можно назвать следующие:

С 4 по 12 февраля мною совершено паломническая поездка в Святую Землю. В ходе поездки были совершены богослужения на подворье Русской духовной миссии в Магдале, в Елеонском женском монастыре, Троицком соборе г. Иерусалима и в храме Гроба Господня.

С 20 по 24 апреля совершена паломническая поездка на Святую гору Афон. А с 21 по 24 мая состоялась рабочая поездка во Францию, в ходе которой в г. Париже мною была возглавлена работа III Международной научно-практической конференции «Революционные события в России и судьбы казачества».

Для епархии знаковым событием в прошедшем году было празднование 175-летия со дня образования Ставропольской епархии. В рамках этого юбилея прошло освящение величественного собора св. равноап. кн. Владимира в микрорайоне «Перспективном» г. Ставрополя.

Еще одним важным мероприятием, проведенным нашей епархией при поддержке Строительной компании «ЮгСтройИнвест», стал VI Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора.

Также нашу епархию посетили такие великие святыни как чудотворная Феодоровская икона Божией Матери и частицы святых мощей свт. Спиридона Тримифунтского и свт. Луки Крымского.

 

Статистика

Традиционно на каждом епархиальном собрании мною оглашаются статистические данные по Ставропольской епархии.

На данный момент на территории нашей епархии насчитывается храмов – 193, молельных домовых комнат – 23, на стадии строительства – 25. Мною были освящены 3 храма великим чином.

Мною совершено 97 богослужений, из них 62 в кафедральных городах.

Ставропольское духовенство объединяет 171 священников и 20 диаконов — всего 191 клирик.

За 2018 год мною были совершены 5 пресвитерских и 7 диаконских хиротоний.

Были приняты из других епархий ‑ 4; перешли в штат других епархий ‑ 3.

Общее количество заштатного духовенства – 22 человека, находящихся под запрещением – 10 человек. За прошедший год за штат было отправлено ‑ 3 человека, отправлено в запрет – 1 человек.

Число монастырей осталось неизменным, однако готовятся документы по учреждению монастыря в г. Светлограде; а бывший реабилитационный центр в ст. Темнолесской преобразовывается в скит мужского монастыря иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Статистика по монашествующим — один мужской монастырь и один женский, с 7 насельниками и 17 насельницами (включая послушников и послушниц).

В ушедшем году не обошлось без потерь. После болезни почил в Боге всем нам известный, дорогой отец Александр Кузнецов, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, прослуживший в храме свт. Николая Чудотворца с. Кугульта 34 года.

Также ушел из жизни регент нашего семинарского хора Даниил Николаевич Чукарин.

Давайте возгласим им «Вечную память».

 

Вопросы финансов и хозяйственной деятельности

В 2018 году ревизионной комиссией епархиального управления были проведены проверки богослужебно-литургической и финансово-хозяйственной деятельности в двух приходах Ставропольской и Невинномысской епархии. В результате проверки нарушений выявлено не было.

В июне проверена работа финансово-аналитического отдела Епархиального управления в части экономического планирования и формирования бюджета за счёт приходских взносов. Проведённый анализ выявил нарушения в определении нормативов приходских взносов. Плановые цифры отчислений на содержание епархии были доработаны с учетом более точного соотношения реальных возможностей приходов и согласованы с  благочинными округов.

В декабре ревизионный комиссией был проведён обширный анализ состояния движения товарно-материальных ценностей по Епархиальному складу за 2017 год и девять месяцев 2018 года. На основании сравнительного анализа доходной части приходов и закупок на Епархиальном складе разработаны и предложены мне на утверждение нормативы по каждому приходу на декабрь 2018 года и 2019 год. Эти нормативы были скорректированы и мной утверждены.

 

Семинария

Скажу несколько слов и о состоянии нашей духовной школы – Ставропольской духовной семинарии. В настоящее время в ней обучается на очном отделении 54 человека, на заочном 170. На регентском отделении 22 человека. На отделении подготовки приходских специалистов (полубакалавриат) ‑ 67 человек.

В 2018 г. наша семинария получила в Учебном комитете право на проведение курсов повешения квалификации священнослужителей. На данный момент эти курсы прошли 20 клириков из Георгиевской и Махачкалинской епархий.

В октябре этого года Учебным комитетом была проведена очередная проверка духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Благодаря слаженной работе профессорско-преподавательской корпорации по итогам проверки Ставропольская духовная семинария заняла 11 место в общем рейтинге духовных школ, что было отмечено Святейшим Патриархом на последнем заседании Высшего Церковного Совета в декабре 2018 года.

 

Приходская деятельность и пастырское служение

В начале нового года я также хотел бы сказать несколько слов о пастырском служении, о его высоте и некоторых опасностях, с которыми мы можем столкнуться на этом пути. О священстве очень много написано святыми отцами, богословами и духовными писателями. Сложность и высота служения пастыря так ярко живописуются свт. Иоанном Златоустом в его Словах о священстве, что всякий прочитавший их не избежит чувства собственного несоответствия этому высокому призванию и ощущения недостоинства этого великого дара. Однако осуществляя каждодневно это служение, совершая богослужения, заполняя отчеты, занимаясь хозяйственными нуждами прихода, мы можем упустить из вида эту мистическую сторону пастырства. В таком случае оно станет нам представляться как самое обычное дело, такой же работой, как и все светские профессии, а Дом Божий начнет восприниматься нами как «рабочий цех». В результате мы незаметно для себя теряем благоговение и страх Божий и начинаем с пренебрежением относиться к нашим обязанностям, к храму, алтарю и прочим святыням. Обращаясь к Ефесской Церкви в книге Откровения, Господь говорит: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою… покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его» (Откр. 2:4-5). Это предупреждение Божие касается и нас, пастырей, поскольку мы призваны быть образцом верности Богу и любви к Нему. Постараетесь быть внимательными в своем служении, чтобы не подпасть под проклятие, как делающие «дело Господне с небрежением» (Иер. 48:10). Напротив, давайте возгревать свои сердца «первой любовью», то есть воспоминанием того дня, когда мы сподобились принять благодать священства. С какой радостью и усердием мы все совершали службы, как стремились быть ревностными и во всем подражать Христу.

Мы должны с великим усердием совершать службу Богу, ведь, по словам свт. Григория Богослова, священнослужитель должен «стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы в горний жертвенник, священнодействовать со Христом, воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горнего мира» (Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт). Конечно, на приходах невозможно совершать богослужение в полном соответствии с Типиконом. Чтобы не было произвола в литургической жизни, в 2011 году было составлено и отправлено благочинным руководство по тому, как допустимо сокращать богослужение без искажения его смысла. Повторно это руководство было также отправлено в августе прошедшего года. Напоминаю, что всем священнослужителям в своей практике следует неукоснительно им руководствоваться.

Говоря сегодня о пастырстве, мне хотелось бы напомнить о том, что священник, как и всякий христианин, живет одновременно две жизни. Одна – то, что с ним происходит внешне – требы, социальная деятельность, заботы о домашних проблемах, воспитание детей и пр. Другая – жизнь внутренняя, сердечная. Это борьба со страстями, преодоление искушений и соблазнов, стяжание добродетелей и постоянные усилия по преображению и сохранению в себе человека (Образа Божия). В нашей обыденной жизни вторая сторона ее не всегда очевидна для нас. Мы не всегда способны за повседневной суетой рассмотреть действие в нашей жизни десницы Божией. Эта духовная близорукость рождает у нас порою ропот и осуждение священноначалия, и в результате, увлекшись поиском справедливости, мы можем попасть в серьезную духовную ловушку, из которой выбраться очень сложно. Пример этому у нас всех перед глазами – отец Андрей Соковых.

Еще один аспект пастырства, о котором следует сказать, это семейная жизнь. Подавляющее большинство пастырей в нашей епархии – это женатое духовенство, поэтому, думаю, не лишним будет обратиться к данной тематике. Важность этой стороны жизни священника видна из слов ап. Павла: «Ибо тот, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (Тим. 3:5). Семья священника – это орудие его пастырского служения. Она является «малой церковью» (Еф 5:25), дает человеку опыт отцовства, является источником душевного и физического успокоения, а также источником духовного укрепления. В идеале, для прихожан, семья священнослужителя – это пример любви, образец счастливой, радостной и полноценной церковной жизни. К ней приковано пристальное внимание окружающих и потому в своей семейной жизни пастырь реализует миссионерский аспект своего служения.

В этой связи следует отметить особую роль жен священников. По причине занятости священника на их хрупкие плечи ложится решение домашних проблем. В виду повышенного интереса к семье пастыря задача матушки, как выразился однажды архим. Киприан (Керн), «ликвидировать… нездоровую обстановку», которая может возникать, когда вокруг священника появляется окружение в лице «разных почитательниц» и «экзальтированных женщин». Кроме того, нередко прихожанам легче решить свои вопросы в беседе с матушкой, и в таком случае жена священника выступает в качестве помощницы в деле душепопечения. Такое соработничество пастыря и его супруги есть доброе свидетельство того, что в их семье все благополучно.

Здоровая атмосфера в семье священнослужителей, которая способна стать примером для окружающих, находится между двумя крайностями: чрезмерной заботой о семье и полным пренебрежением ею. Возможность пройти между этими «Сциллой» и «Харибдой» пастырского служения сопряжена с огромным трудом и вниманием к себе и своей семье. Сегодня мы видим как стремительно в мире разрушается институт семьи. К великому сожалению, эта проблема постепенно проникает и в Церковь, и что страшнее – в среду духовенства. Участились проблемные и кризисные ситуации в семьях священников. В этом процессе наша епархия не исключение ‑ это наша боль и беда.

Причины, по которым семьи священников стали уязвимы в этом отношении, весьма различны. Дух времени, дискредитация семьи в СМИ и кинематографе, слабое понимание роли матушки потенциальными женами духовенства, материальные проблемы, постоянное отсутствие мужа «на требах», физическая и эмоциональная усталость – все это умело использует враг рода человеческого, чтобы воспрепятствовать пастырю в его служении. Всевая семена раздора между священником и его семьей, он похищает силы, мысли и внимание пастыря и тот становится не способным с чистым сердцем приносить службу Богу.

Если единство в семье не восстановлено, то итогом внутренних семейных нестроений становится параллельная жизнь пастыря и его супруги. Так бывает и в светских семьях. Люди хорошие, но похоть прошла, дети выросли, а любовь не стяжали и в результате – формальное сосуществование двух супругов, «не мешающих друг другу» жить своей, отдельной от супруга, жизнью. У священника этот риск выше, так как изначально в его жизни есть большая часть, куда нет доступа супруге. Священник – человек посвященный Богу, это означает определенную отделенность и неприкосновенность. Отделенность эта ощущается семьей (в частности через супружеский пост перед Литургией) и потому пастырю необходимо прикладывать немало усилий, чтобы семья не чувствовала себя обделенной вниманием.

Для сохранения единства семьи важным является сохранение семейной интимности, защита от излишнего проникновения в жизнь семьи. Кроме того, важнейшим аспектом единства супругов является хранение супружеской верности, которая должна пониматься не просто как физическая верность, но как целомудрие. Пастырь и его супруга должны хранить верность в духовных устремлениях, сохранять единомыслие во Христе. Это единомыслие выражается, во-первых, в помощи друг другу в жизни по заповедям. Мы должны помнить, что семья – это, прежде всего, совместное восхождение в Небесное Царство. Во-вторых, для единства важно разделять душевные переживания. Пастыря связывает тайна исповеди. Священник устает эмоционально, интимно общаясь с прихожанами. Важно не замыкаться пастырю в себе, но находить возможность поделится с женой прожитым за день, не нарушая тайну исповеди. В-третьих, очень важным в наше время является хранение себя во взглядах и мыслях. Сегодня мы находимся в огромном информационном потоке. С рекламных щитов, из телевизора и прочих средств массовых информации на человека обрушивается целый поток соблазнов и потому для пастыря и его семьи важно отсекать всё развращающее сердце.

Еще на что я хотел бы обратить внимание. Все мы люди, и еще находимся на пути спасения. Мы устаем, трудясь на своих местах, исполняя множество послушаний и занимаясь свое домашней Церковью. Помогая ближним, сталкиваясь с болью и страданием, порою не видя результатов своих трудов и не получая желаемого отклика на нашу проповедь о Христе, нам может показаться что мы «не эффективны» как пастыри. Все это множество забот, порою с неочевидным смыслом, похищают у нас силы и вдохновение. В результате, хотя мы призваны при содействии Божием помогать пастве, наступает время, когда мы сами нуждаемся в помощи. Причины, по которой такое происходит различны. Справится собственными силами с подобного рода апатией и унынием человек не может. Бог попускает нам такие состояния, чтобы мы не чувствовали себя самобытными и самодостаточными. Из патериков мы видим, что даже опытные подвижники ходили за советом к другим святым. Для решения подобного рода проблем существуют духовники. Пастырь не должен ограничиваться так называемыми «дежурными» исповедями, но призван постоянно следить за состоянием своей души.

Все мы понимаем, что поиск духовника это сложное дело. Архим. Софроний (Сахаров) пишет о своем духовном наставнике: «Старец Силуан не имел определенного духовника в течение всей своей монастырской жизни. Обращался к тому, кто в данный момент был ближе, свободнее принять. Предварительно он молился, чтобы Господь благоволил о нем и через духовника дал ему оставление грехов и исцеление души». Это свидетельство о нашем святом соотечественнике есть некоторое руководство к тому, как организовывать свою духовную жизнь в то время, пока мы еще находимся в поиске духовника.

В связи с этой темой следует сказать о том, что для нас, пастырей духовничество сопряжено с огромной опасностью впасть в младостарчество. Мы должны этого избегать и постоянно помнить о возможной ошибочности своих суждений. Вместе с тем, подобного рода опасения не должны становится предлогом для совершенного отказа от духовного руководства, иначе нашей паствой будет руководить кто-то иной: руководители сект, общественное мнение, СМИ и пр. Духовничество – это особый дар, но каждый священник призван пасти стадо Христово. В силу этого мы должны, не отказываясь от своих обязанностей, стремиться от себя ничего не говорить, но говорить от Предания Церкви. В виду этого перед каждым пастырем стоит задача непрерывного постижения этого Предания, его самостоятельного изучения через чтение Библии и святых отцов.

Последнее, что хотелось бы сказать о священническом служении сегодня – это то, что задача священника в наши дни «не быть как все». Пастырь, его семья и вся его жизнь призваны быть живым свидетельством иной жизни, жизни во Христе. На фоне всеобщего падения нравственности, разрушении понимания иерархичности бытия и отказа от авторитетов нам важно своим присутствием напоминать о том, что законы этого мира не абсолютны, а имеют преходящее значение. Господь, обращаясь к Своим ученикам сказал: «Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19). По своему рождению мы принадлежим миру. Через Крещение мы были призваны в Царство Небесное, а в таинстве Священства получили благодать приводить других к Богу. Постараемся в наступившем году быть достойными служителями Церкви Христовой.

 

Заключение

Подводя итоги, я хотел бы всех вас поблагодарить за поддержку и труды в течение года. Исходя из общего анализа посещений приходов, можно утверждать, что духовенство нашей епархии с достоинством несет свое служение Господу и Церкви Христовой.

Призываю на всех вас Божие благословение и молитвенно желаю, чтобы грядущий год стал мирным, благоприятным для нашей Церкви и дела проповеди Евангелия.