10 октября 2017 года в Москве прошла научная конференция «Восстановление Патриаршества. К 100-летию начала работы Всероссийского Поместного Собора Российской Православной Церкви». В конференции приняли участие председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, который выступил с основным докладом.

Нынешний 2017 г. ознаменован столетним трагическим юбилеем революционных событий 1917 г. Слом государственной системы Российской империи, смута, начало гонений. На фоне этих событий Русская Православная Церковь провела эпохальный Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. Положения этого Собора во многом положены в основу современной церковной жизни России и всего русского мира. События XX в. стали проверкой жизнеспособности соборных решений. К этому собору Русская Церковь шла около 200 лет. Его подготовка длилась более десятилетия.

5 июля 1917 года Святейший Синод постановил начать проведение Собора в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Было выпущено положение о созыве Собора: каждый приход избирал делегатов на благочиннические собрания, те посылали представителей на епархиальный съезд, а епархиальные съезды избирали членов Собора.

В работе Всероссийского Поместного собора принимал участие ряд делегатов от епархий казачьих регионов Юга России. Кавказская и Ставропольская епархия, включавшая в себя Кубань, была представлена восемью делегатами. Делегацию возглавлял архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский). Два клирика от Ставропольской епархии несли свое пастырское служение на Кубани. Екатеринодарский священник Григорий Ломако, кандидат богословия, законоучитель Второй мужской Екатеринодарской гимназии и священник Преображенского храма ст. Брюховецкой Николай Карташев. Мирян представлял преподаватель Ставропольской Духовной Семинарии, кандидат богословия Яков Димитриевич Сперанский, назначенный членом Собора. На Соборе он нес послушание секретаря IV отдела «Об учебных заведениях», а также входил в III отдел «О церковной дисциплине». Также от мирян были направлены и два выборных делегата: казак станицы Курганской Кубанского казачьего войска Марк Никифорович Шарко и лесничий Абинского лесничества Кубанского казачьего войска Андрей Иванович Аббати. Еще два делегата были избраны от Кавказской действующей армии: псаломщик 15-го Кубанского пластунского батальона Никита Васильевич Безкровный, происходивший из казаков ст. Кулагинской Уральского казачьего войска, и прапорщик Василий Филиппович Калиманов, заведующий Хамкетинским двухклассным училищем Кубанской области, в 1918 г. – приказной казак 12-го батальона 41-го донского казачьего пешего полка. Еще два жителя казачьего Причерноморья были делегированы от Сухумской епархии: настоятель Николаевского собора г. Новороссийска протоиерей Владимир Львов и директор тюремного Комитета в г. Сочи, известный в Причерноморье литератор и общественный деятель Павел Амплиевич Россиев.

Владикавказская епархия, окормлявшая казачий Терек, направила делегацию из шести человек, возглавлявшуюся епископом Владикавказским и Моздокским Макарием (Павловым). От духовенства епархии были избраны законоучитель реального училища г Владикавказа протоиерей Иоанн Завитаев и законоучитель и настоятель церкви кадетского корпуса г. Владикавказа протоиерей Александр Малиновский. Мирян представляли полковник Кубанского казачьего войска граф Павел Михайлович Граббе, ранее возглавлявший 3-й Черноморский полк, а затем 3-й Таманский полк Кубанского казачьего войска. В 1917 г. он был отправлен в отставку, проживал в г. Кисловодске. Также от мирян были делегированы преподаватель епархиального женского училища г. Владикавказа Павел Андреевич Жадин и бывший инспектор народных училищ Владикавказа Павел Иванович Сорокин. Также был направлен в качестве заместителя члена Собора епископа Макария (Невского) смотритель Владикавказского духовного училища протоиерей Александр Нефедьев.

Казачий Дон представил семь делегатов во главе с архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем), на Соборе возглавившим Отдел личного состава. От духовенства были избраны законоучитель Урюпинской мужской гимназии священник Василий Кожин и законоучитель Новочеркасской Платовской гимназии священник Василий Чернявский. От мирян были представлены: профессор Донского Политехнического Института, инженер путей сообщения, донской казак Николай Матвеевич Абрамов, в 1918 г. ставший председателем Совета финансов Всевеликого войска Донского; преподаватель Урюпинского реального училища Феодор Гаврилович Кашменский и миссионер из Ростова-на-Дону Лев Захарович Кунцевич. Также по избранию и участию в Предсоборном Совете на Поместный Собор был делегирован профессор Донского университета Павел Владимирович Верховский.

Помимо епархий казачьего Юга, принимали участие в работе Собора и казаки из других регионов России. От Екатеринославской епархии был направлен житель Ростова-на-Дону, донской казак присяжный поверенный Александр Иосифович Ивановский, в феврале 1918 г. делегированный на Новый Войсковой круг Области Войска Донского. От мирян Уральского викариатства Самарской епархии был представлен казак ст. Кулагинской Уральского казачьего войска Сергей Петрович Гогушкин. Заместитель члена Поместного Собора епископа Забайкальского и Нерчинского, викарный епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), родившийся в семье казака ст. Краснояровской Забайкальского казачьего войска. От Тобольской епархии был представлен сибирский казак Акмолинской области Федор Герасимович Зибарев. Орловская епархия делегировала помощника смотрителя Севского духовного училища казака Романа Емельяновича Сапина, а Уфимская – выпускника Уральского казачьего войскового реального училища протоиерея Виктора Пояркова, в будущем – архиепископа Уфимского и Давлекановского.

Некоторые из русских архиереев в период работы Всероссийского Поместного Собора и непосредственно после него проявляли заметный интерес к проблемам казаков. Среди них особенно важно выделить епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского), благословившего в августе 1919 г. съезд казачьих войск России в Омске. Немалый интерес представляют и обращения епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова) к Оренбургским казакам в период революции и Гражданской войны, а также «Воззвание к казачеству» епископа Камчатского Нестора (Анисимова).

15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное открытие Всероссийского Поместного Собора. На Собор было избрано и назначено по должности 564 члена. Рабочие заседания Собора открылись 17 августа. 18 августа председателем Собора был избран митрополит Тихон (Белавин), будущий патриарх. Работа Собора была подразделена на 22 отдела и 3 комиссии[1]. Проекты постановлений сначала обсуждались на пленарном заседании. В случае одобрения большинством, проекты переходили на рассмотрение архиереев, которые могли принять постановление большинством голосов. Собор совмещал в себе демократическое и иерархическое начала.

В первую сессию Поместного Собора, проходившую с 17 августа по 9 декабря 1917 г., были рассмотрены вопросы высшего церковного управления, неотложные вопросы церковной жизни, вопросы взаимоотношения Церкви с народом и государством[2].

Центральной темой Поместного Собора стали вопросы высшего церковного управления и восстановления патриаршества. Сторонников восстановления патриаршества было намного больше, и их аргументация была гораздо сильнее. В итоге, на пленарном заседании 28 октября 2017 г. было принято определение, в котором говорилось о восстановлении патриаршества. Определение было утверждено епископским совещанием 4 ноября. Святейший Патриарх должен быть первым среди равных ему епископов и подотчетен Поместному собору, который становится высшим органом церковной власти[3].

В связи с начавшейся Октябрьской революцией, 30 октября было принято решение о немедленном избрании патриарха. 31 октября были избраны три кандидата в патриархи – наиболее авторитетные архиереи: архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Белавин). 5 ноября в храме Христа Спасителя на Патриарший престол был избран по жребию митрополит Тихон. Церемония интронизации патриарха прошла 21 ноября 1917 г. в Успенском Соборе Московского Кремля.

Также большой интерес представляет обращение Собора от 11 ноября, призывавшее прекратить начавшуюся Гражданскую войну. Обращение выражало готовность Церкви молиться за всех, кто участвует в братоубийственной войне, независимо от стороны и политической принадлежности[4]. Это обращение в очередной раз доказывало готовность Церкви органично реагировать на происходящие в стране процессы, главное – сохранение мира и единства народа России.

Добрым устремлениям Собора, направленным на построение и укрепление взаимопонимания Церкви и государства, не удалось осуществиться. После прихода к власти партии большевиков во главе с В.И. Лениным, новое руководство государства, еще не успев укрепить свои политические позиции, взялось за борьбу против Церкви. Уже 31 октября 1917 г. в Царском Селе погиб первый священномученик – протоиерей Иоанн Кочуров[5].

В условиях открывшихся гонений 20 января 1918 г. открыла свою работу вторая сессия Собора. Открытие сессии совпало с принятием Советом народных комиссаров «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», предполагавшего конфискацию всего церковного имущества и запрет на преподавание религиозных дисциплин. Уже 25 января Поместный Собор прямо назвал данный декрет «злостным покушением на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против неё гонения»[6]. В этот же день принял мученическую кончину за веру Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). В связи с фактическим узаконением гонений, Собор поручил Святейшему Патриарху Тихону избрать трех преемников, которые могли бы временно занять должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, на случай смерти Первосвятителя.

На второй сессии был принят новый Приходской устав, считающийся лучшим в истории ХХ века. Он очень четко определял права и обязанности всех участников приходской жизни. 18 апреля было принято определение о мероприятиях, вызываемых происходящими гонениями на Православную Церковь. Этим определением предписывалось собирать и распространять среди верующих сведения обо всех случаях гонений, а также мирными средствами защищать жизнь пастырей и верующих, а также церковное имущество[7]. 19 апреля принято определение о мероприятиях по прекращению нестроений церковной жизни, вводившее наказания за нарушения канонов в вопросах сотрудничества священнослужителей и мирян с богоборческой властью.

2 июля 1918 г. началась третья сессия Поместного Собора. На ней рассматривались богослужебные и церковно-политические вопросы. 15 августа было принято определение, признававшее недействительным лишение сана священнослужителя по политическим мотивам. Были приняты определения о привлечении женщин к участию в приходской жизни, о возможности в случае гонений организации «катакомбных» храмов на частных квартирах, о монастырях и монашествующих, о Высшем церковном управлении[8].

5 сентября 1918 г. было принято постановление Совета народных комиссаров «О красном терроре». Волна репрессий прокатилась с новой силой. Уже 20 сентября 1918 г. органами советской власти были конфискованы помещения, в которых проходили заседания Собора. В тот же день Святейший Патриарх Тихон официально объявил о прекращении работы Поместного Собора.

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. решил множество накопившихся за 200 лет синодального периода проблем. Церковь вернулась к нормальному управлению. Божиим Промыслом Святейшим Патриархом стал святой подвижник святитель Тихон (Белавин), сумевший ценой нечеловеческих усилий сохранить в церковную жизнь в лихие революционные годы. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, «если мы в XXI веке, 100 лет спустя, прославляем этот Собор; если, вспоминая о нем, мы говорим о нашей современной жизни и благодарим Собор за замечательные мысли, идеи, деяния, значит, он был не напрасно. Имена тех, кто гнал Собор, за исключением самых страшных злодеев, забыты, а имена участников Собора мы помним. Сегодня мы обращаемся к ним как к святым заступникам Церкви нашей, и верим, что их молитвенная поддержка во многом помогает нам идти тем путем, о котором мечтали отцы Собора»[9].

Представительное участие казаков-делегатов во Всероссийском Поместном Соборе говорит об активной деятельности казачества в жизни приходов и епархий. Этот пример может служить хорошим образцом для современных казаков, активно воцерковляющихся в настоящее время.

Делегаты Поместного Собора получили право участия и в региональных соборах, в т.ч. в Юго-восточном русском церковном Соборе, проходившем в мае 1919 г. в г. Ставрополе. На этом Соборе было принято решение призвать северокавказскую паству, в т.ч. и казаков, к активности в деле восстановления попранных норм христианской морали в условиях Гражданской войны. Совершались молебны, усилилась социальная работа, помощь беженцам, проводились крестные ходы. В дальнейшем многие казаки оказались на чужбине. Многие из священников казачьих станиц пострадали за Христа. Канонизация святых новомучеников и исповедников Церкви Русской включила их в лик святых. Процесс включения в собор святых новомучеников и исповедников продолжается. Со временем станут известны имена многих мирян-казаков, потрудившихся во благо Церкви Христовой и принявших исповеднический и мученический подвиг. Их пример и труды являются прекрасным образцом для подражания современному казачеству.

[1] Лазарев А., прот. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов // Журнал Московской Патриархии. 2007, № 12

[2] Там же

[3] Там же

[4] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 3. С. 145

[5] Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров // Жития святых (диск 13). С. 18301

[6] Постановление Священного Собора по поводу декрета об отделении Церкви от государства. 25 января 1918 г. // Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / сост. Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995. – 400 с. С. 109

[7] Определение о мероприятиях, вызываемых происходящими гонениями на Православную Церковь // Собра­ние определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. Вып. 3, С. 55-57

[8] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 37

[9] Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день 100-летия открытия Священного Собора 1917-1918 гг. // Патриархия. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4997468.html