30 июля – 125 лет со дня назначения на Ставропольскую кафедру архиепископа Агафодора (Преображенского)

Ранние годы

Епископ Балахнинский Агафодор, впоследствии митрополит Кавказский и Ставропольский, в миру Павел Флегонтович Преображенский, родился 15 декабря 1837 года (по ст. ст.) в селе Спасском, что на Маяксе, Пошехонского уезда, Ярославской епархии, в семье диакона Флегонта Ивановича Преображенского. Едва новорожденному Павлу Преображенскому исполнилось шесть недель, как отец его скончался, и мальчик остался сиротой на попечении матери без всяких средств к существованию. Мать не пала духом и сумела не только вырастить, но и воспитать своего сына в твердых началах христианской веры, заложить в юное сердце черты полного послушания воле Божией, самоограничения и самоотречения, а главное, любви к ближнему и совершенной готовности всегда прийти на помощь всякому нуждающемуся. Этими чертами отмечалась вся последующая жизнь и деятельность преосвященного. Образование он получил в Пошехонском уездном духовном училище, окончив обучение в 1848 году, поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил в 1860 году. Как в училище, так и в семинарии он шел первым учеником.

Служба в Воскресенском храме

9 октября того же года Высокопреосвященнейшим Нилом рукоположен в священника. Он отказывается от мысли о дальнейшей учебе и для поддержки матери поступает на священничество в глухой приход села Воскресенское Мышкинского уезда. Через три с половиной года его постигла кончина супруги и детей. В 1864 году, будучи сельским священником, он учредил народное бесплатное училище в деревне Игнатово Мологского уезда, которое содержал исключительно на свои средства до 1873 года и с помощью земства — с 1873 по 1879 год и котором сам учительствовал. Был также в нем безвозмездно смотрителем с 1864 по 1876 год, распорядителем с 1876 по 1884 год и законоучителем (1864 — 1884). Устроил впервые в этой местности благочинническую библиотеку. В мае 1865 года за особое усердие и полезные труды в деле проповеди катехизического учения преподано ему архипастырское благословение.

В октябре 1865 года Павел учредил в Воскресенском второе бесплатное приходское училище, которое содержал на свои средства по 1869 год и с помощью земства — по 1882 год, исполняя должность наблюдателя и законоучителя. В 1866 году был избран председателем приходского Попечительства села Воскресенского со званием попечителя прихода. 17 июня 1867 года награжден набедренником — «за особые труды по проповеданию слова Божия». 23 октября 1868 года за усердную епархиальную службу награжден черной бархатной скуфьей. Неоднократно Ярославский губернский училищный Совет объявлял ему благодарность за безвозмездные труды по народному образованию — «как достойнейшему из учителей по способности к преподаванию, педагогическому такту, упрощенным, приноровленным к детским понятиям приемам и усердию». С 1869 по 1877 год, по выбору духовенства, Павел Преображенский проходил должность депутата по присутственным местам.

В 1875 году назначен опекуном над имением и малолетними детьми умершего священника села Введенского. Неоднократно был награжден «за отлично-усердную службу в сане священника»: в 1873 году Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей, в 1877 году — бархатной фиолетовой камилавкой (за отличную службу и особые труды по устройству храма и приходского попечительства). С 1877 по 1884 год был благочинным над сельскими церквями. В 1878 году определен настоятелем соединенного Воскресенского прихода; был председателем духовно-окружных училищ съездов духовенства в г. Угличе. В апреле 1881 года за особые труды в должности благочинного и законоучителя Всемилостивейше награжден наперсным крестом.

В ноябре 1881 года Павел Преображенский назначен окружным благочинным по городу Мышкину и Мышкинскому уезду. За услуги, оказанные раненым воинам в Восточную войну (1877 — 1878 гг.), в июне 1882 года удостоен знака Красного Креста.

Служба в г. Мышкин

11 июня 1884, после 23-летней службы в с. Воскресенском, года перемещен в настоятеля и благочинного Мышкинского Успенского собора и городских церквей. 22 июля 1884 года Павел Преображенский возведен в сан протоиерея. В 1884 году вступил в должность директора Мышкинского тюремного отделения, члена Оспинного комитета и члена Временного строительного комитета по устройству Никольского собора, затем председателя того же комитета, члена Мышкинского уездного училищного совета, наблюдателя за церковно-приходскими школами по уезду. В июле 1885 года утвержден законоучителем Мышкинского городского двухклассного училища.

Служба в Нижегородской епархии

В 1888 году, 1 февраля, через 23 года вдовства своего Павел был пострижен в монашество с именем Агафодор, а 2 февраля того же года возведен в сан архимандрита. 13 февраля 1888 года он назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 24 февраля наречен во епископа, а 28-го хиротонисан в Соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, собором одиннадцати архипастырей в предстоянии первенствующего члена Святейшего Синода Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора.

В Нижний Новгород епископ Агафодор (Преображенский) прибыл 15 марта 1888 года и был с радостью встречен нижегородским духовенством во главе с протоиереем П. Владимирским. С первых же дней Владыка Агафодор принялся за неустанный и ревностный труд на благо епархии.

В 1888 году в Нижнем Новгороде, как и по всей России, широко отмечалась дата 900-летия Крещения Руси, а вскоре за этим юбилеем праздновалось 50-летие со дня воссоединения униатов. Кроме того, в Нижнем Новгороде и во Владимире-на-Клязьме 4 февраля 1889 года совершались торжества в честь 700-летия со дня рождения св. блгв. вел. князя Георгия Всеволодовича, подвижника веры, основателя Нижнего Новгорода. Владыка Агафодор принимал активное участие в подготовке и ведении церковных торжеств совместно с правящим тогда архиереем Преосвященным Модестом (Стрельбицким).

Особенно важным делом для Владыки стала неустанная забота о возрождении Печерского Вознесенского монастыря, которую он проявлял с первых же дней своего поселения здесь, в качестве настоятеля. Надо заметить, что к 1880-м годам Нижегородский Печерский монастырь находился в самом печальном состоянии: часть горы, прилегавшей к монастырю, обвалилась; в подвальном и первом этаже, где жил настоятель, образовались трещины; каменная ограда с башнями всюду имела значительные повреждения. Всё это, по мнению техников, оценивалось в 100.000 рублей ремонта, несмотря на то, что начало восстановительных работ уже было положено Преосвященным Димитрием (Самбикиным). Однако Преосвященному Агафодору удалось с успехом выполнить с успехом выпавший на его долю великий труд. При скудных наличных средствах монастыря нелегко было возродить его, но на призыв Преосвященного помочь в деле благоустройства древней обители откликнулись многие в Нижнем Новгороде и даже в Санкт-Петербурге.

По мере поступления пожертвований неутомимая рука заботливого хозяина работала повсюду в монастыре — от алтарей и до колоколен, от сводов до усыпальниц, от жилых помещений и до кладбищ, от разных служб (погребов, садов, цветников, прудов) до деревянной ограды и укрепления откосов по склону горы. Заботясь о внешнем благоустройстве обители, Преосвященный Агафодор с неусыпной энергией прилагал все старания к поднятию благочестия среди иноков и восстановлению строгого внутреннего порядка в обители; число братии при нем увеличилось с двенадцати до сорока человек.

Служба в Сухумской епархии

Едва успел он привести в порядок Печерский монастырь, как последовал указ Святейшего Синода (от 2 марта 1891года), где повелевалось ему быть епископом самостоятельной, Сухумской, епархии. С великой скорбью нижегородцы расставались со своим любимым архипастырем.

В день Благовещения Пресвятой Богородицы Преосвященный Агафодор совершил свою последнюю в Печерском монастыре Божественную литургию, при огромном стечении богомольцев.

23 марта 1891 года Преосвященный Агафодор отбыл, через Москву, на Сухумскую кафедру, напутствуемый от всех провожающих искренними пожеланиями всякого благополучия. В 1891 году Сухумская епархия входила в состав Грузинского экзархата и состояла из Черноморского и Сухумского округов Кутаисской губернии. По прибытии во вверенную епархию Владыка Агафодор занялся ее благоустроением. Чтобы понять грандиозность происходившего можно упомянуть строительство только одного храма — первого православного храма на территории Черноморского округа, собора Архангела Михаила в Сочи. 16 лет шло строительство, с 1874 года по 1890. Руководил им Арсений Васильевич Верещагин по проекту академика архитектуры А.С. Каминского. В строительстве принимало участие значительное количество исторически известных личностей: купцы 1-й гильдии Н.Н. Мамонтов, С.И. Мамонтов, граф Ф.Ф. Сумароков-Эльстон и другие известные коммерсанты. Но все же основная тяжесть легла именно на Верещагина. Заверщающую роль в воздвижении храма сыграл епископ Агафодор.

В Сухумской епархии, по инициативе преосвященного Агафодора, учреждена епархиальная церковно-археологическая комиссия, имеющая, главным образом, целью всестороннее изучение прошлой жизни местной церкви, начиная от первого появления христианства в пределах сухумской епархии, т.е. в Абхазии, Самурзакани и нынешнем Черноморском округе, до города Анапы включительно. Работы комиссии направлены на отыскание и изучение памятников, относящихся до устройства церквей и часовен, религиозно-нравственной жизни клира и мирян, распространение образования и пр. 24 сентября 1891 года совершилось торжественное освящение собора во имя Св. Архистратига Михаила архиепископом сухумским Агафодором.

Благодаря участию епископа Агафодора и курированию им сочинского прихода, посадский храм обзавёлся хорошей библиотекой, в нём фиксировалась история Сочи и его окрестностей, не исчерпывавшаяся скупыми записями церковно-приходских книг, имелся архив, к сожалению, ныне безвозвратно утерянный. Преосвященный много ездил по селениям и городам, обозревая свою новую епархию и помогая, чем мог. Пребывая на этой кафедре, он учредил Александровское братство, открыл 22 школы, основал комиссию по переводу богослужебных книг на абхазо-адыгейские языки. Регулярно объезжал епархию с миссионерскими целями: в результате за два года было крещено около тысячи абхазов. В 1892 году Владыка учредил Археологическую епархиальную комиссию; при нем был восстановлен в древних Команах храм св. Василиска, в котором, по преданию, скончался св. Иоанн Златоуст.

Служба в Ставрополе

Всего лишь два года довелось пребывать Владыке Агафодору в Сухумской епархии: указом Святейшего Синода определено было его новое послушание — на Ставропольской кафедре. 15 августа 1893 года Преосвященный Агафодор отбыл к новому месту своего служения. И здесь, с первых же дней пребывания на кафедре, святитель Христов вновь взялся за устроение епархии, служа в городских храмах и выезжая в отдаленные приходы. Назначение Преосвященного Агафодора на Ставропольскую кафедру вызвано было еще и необходимостью энергичной борьбы с сектантством и расколом, и Владыка усердно трудился на этом поприще, не жалея своих сил.

В 1901 году Преосвященным Агафодором были устроены миссионерские курсы, основана церковно-приходская школа в ставропольской тюрьме. В 1906 году Владыкой устроен был местный археологический музей, которому Священный Синод присвоил имя основателя. 6 мая 1907 года за усердные труды Святейший Синод удостоил Владыку Агафодора саном архиепископа. Трудами святителя в епархии было основано 240 новых храмов. С 1894 по 1909 годы на их строительство православной паствой было затрачено свыше 13 млн. рублей, в том числе около 8 млн. рублей на Кубани и свыше 5 млн. рублей на Ставрополье. Было возрождено три монастыря.

В 1897 году он создал женский Спасо-Преображенский монастырь на реке Теберде, в 1899 году Покровскую женскую общину у станицы Динской Кубанской области, в 1909 году монастырь – в селе Винодельном Ставропольской губернии. Особенно интересна судьба Сентинского монастыря – первого из открытых владыкой на Ставропольской кафедре. Монахини взяли на себя поддержание и сохранение своей святыни — древнего храма. Несмотря на скудность средств, количество сестер обители вскоре достигло 200 человек. Монастырь, развиваясь, оказывал большое культурное влияние на окружающее горское население.

В 1903 году преосвященный освятил новую монастырскую церковь. Жители аула Сенты, карачаевцы-мусульмане радушно встретили его хлебом и солью, благодаря за созданную при монастыре церковно-приходскую школу, в которой их дети обучались русской грамоте и арифметике.

В 1909 году, через 25 лет после того, как покинул Воскресенский приход, в возрасте 72 лет, епископ Агафодор выпускает книгу: «Воскресенский Храм и его приход. Историко-археологическое описание». Эта книга, текст которой чудом сохранился и был переиздан доктором исторических наук В.В. Швецовым, дает самое подробное, точное, достоверное и очень профессиональное описание храма и прихода, являясь основным историческим источником для будущих поколений.

В 1918 году кафедра была переименована, и Высокопреосвященный Агафодор стал носить титул архиепископа Кавказского и Ставропольского.

В мае 1919 по старейшинству возглавлял Южно-Русский Собор в Ставрополе, где отрезанные гражданской войной от патриарха Тихона, собравшиеся архиереи решали вопросы устройства Церкви на территориях занятых войсками Деникина. В издании «Биографический словарь иерархов Русской Православной Церкви, сведения  христианства на Руси до 1918 года», хранящимся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, содержится запись о том, что на  Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 1919 г. патриарх Тихон возвел в сан митрополита среди прочих и Преосвященного Агафодора (Преображенского).

Последние имеющиеся сведения о Владыке, это дата преставления: 31 июля 1919 года. Точное место смерти и погребения неизвестны, по имеющимся предположениям он был погребен в цокольном этаже колокольни Андреевского собора г. Ставрополя.

Печатные труды

  1. «Катехизические беседы о христианской вере» (1887)/
  2. «Элементарный курс Закона Божия для начальных училищ» (1888).
  3. «Успенско-Драндский общежительный монастырь в Абхазии, на Кавказе, близ г. Сухума» (Ставрополь, 1894).
  4. «Речи и слова».
  5. «Катехизические поучения о вере».
  6. «Катехизические поучения о христианской надежде и любви»; Ставрополь, 1899 г.
  7. «Наставление в Законе Божием, для начальных училищ» (более 12 изданий); Ставрополь, 1899 г.
  8. «Толковый молитвенник» (Ставрополь, 1903).
  9. Речь при наречении его во епископа Балахинского, вик. Нижегородской епархии.
  10. Успенский Эранский общежительный монастырь в Абхазии на Кавказе близ г. Сухуми. Ставрополь, 1894 г.
  11. Воскресенский храм и его приход. Историко-археологическое описание. Мышкинского уезда Ярославской губернии (1909).
  12. Речь при открытии и освящении памятника первым кубанским казакам, ст. Таманской 5 октября 1911 г.