Пресвитер Димитрий Семенов родился 30 октября 1873 года в селе Бешпагир Ставропольского уезда Ставропольской губернии (ныне – Грачевского муниципального округа Ставропольского края). Это одно из старейших сел в Ставропольской губернии: основано в 1790-х годах при Бешпагирском редуте у истоков маленькой речки Бешпагирки, с 1832 года являлось станицей Ставропольского полка Кавказского линейного казачьего войска и находилось в военном ведомстве, в 1870 году вновь преобразовано в село. Располагалось в 33 верстах от губернского города Ставрополя, на северо-западном склоне Бешпагирских высот, от которых и получило название (в переводе с татарского: «беш» – пять и «пагир» – гора; или с тюркского «пять ключей» от корня «гир» – ручей).

Димитрий был первенцем и единственным сыном в семье священника Крестовоздвиженской церкви Евтихия Емельяновича Семенова (1843–1914) и его супруги Варвары Александровны (1852–1918). Отец Евтихий, выпускник Кавказской духовной семинарии, был сыном священника Петропавловской церкви станицы Платнировской Кубанской области (ныне – административный центр Платнировского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края). Матушка Варвара тоже происходила из духовного звания, получила хорошее домашнее образование. Родители много внимания уделяли Димитрию и воспитали его в горячей вере, страхе Божием и послушании. В четыре года мальчик вместе с родителями летом 1878 года переехал в село Большая Джалга Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии (ныне – Ипатовского городского округа Ставропольского края), куда перевели отца. В этом новом селении (основано в 1867 году, с 1881 года – волостной центр) прошли детские годы Димитрия и увеличилась семья Семеновых – родились две дочери: в сентябре 1883 года – старшая, Елизавета (впоследствии окончила Ставропольское епархиальное женское училище, вышла замуж за священника и жила в Баку), а в марте 1887 года – младшая, Александра (впоследствии вышла замуж за преподавателя Владикавказского реального училища и жила во Владикавказе). В 1891 году родители с подросшими дочерьми вернулись в село Бешпагир, которое больше не покидали. Из Большой Джалги с семьей Семеновых приехала девочка-калмычка Анастасия, которая была ровесницей их старшей дочери и воспитывалась вместе с ней.

С первых лет жизни для Димитрия отец был образцом для подражания: и как любящий родитель, и как добрый человек, и как истинный пастырь. Из 42 лет службы в епархиальном ведомстве священник Евтихий Семенов около 30 лет посвятил пастырским трудам в Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир и был уволен за штат в возрасте 70 лет по болезни. В его послужном списке за 1891 год отмечалось: «Проповедей своего сочинения не говорил, печатные произносил. Пастырские обязанности проходит ревностно». Многие годы батюшка совмещал пастырское служение и миссионерскую деятельность с исполнением обязанностей благочинного 5 округа Ставропольской губернии. Под его руководством в 1893 году была отремонтирована и расширена церковь (пристроены приделы и возведена колокольня), а в сторожке открыта школа грамоты, которой он заведовал долгие годы. Школа неоднократно отмечалась в числе лучших в епархии и в 1900 году была преобразована в женскую одноклассную церковно-приходскую школу. Труды отца Евтихия на благо Церкви Христовой отмечены церковными и государственными наградами: набедренником, фиолетовой скуфьей, камилавкой, наперсным крестом и орденом святой Анны 3-й степени.

В 1883 году, по традиции священнических семей, Димитрия в девять лет определили на обучение в приготовительный класс Ставропольского духовного училища. С октября 1887 года по август 1889 года русский язык в училище преподавал выпускник Ставропольской духовной семинарии Иван Иванович Восторгов, будущий священномученик Иоанн. По итогам годичных испытаний в училище в июне 1889 года ученик четвертого класса Димитрий Семенов был переведен в первый класс Ставропольской духовной семинарии. Однако учеба давалась ему тяжело: после третьего класса училища он был оставлен на повторительный курс, после первого курса семинарии сдавал переэкзаменовку по письменному упражнению и латыни, после второго курса вновь был оставлен на повторительный курс, а в 1893 году по прошению отца уволен из третьего класса.

Получив свидетельство на звание учителя народных училищ, с 1 октября 1894 года по 1 августа 1896 года Димитрий состоял учителем в Ставропольской дирекции народных училищ, в том числе в 1896 году являлся заведующим Бешпагирским одноклассным училищем.

В начале 1896 года, в возрасте 22 лет, Димитрий Евтихиевич вступил в брак с девицей Еленой Тимофеевной, «поведения скромного», которая стала ему верной спутницей на всем жизненном пути. Несмотря на отсутствие семинарского аттестата, Димитрия не покидало стремление к пастырскому служению: когда семья ожидала рождения первого ребенка, он подал прошение о переводе в духовное ведомство.

С 5 августа 1896 года, накануне праздника Преображения Господня, епископом Ставропольским и Кавказским Агафодором (Преображенским) он был принят на службу в духовное ведомство и определен на диаконо-учительское место в село Винодельное Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии (ныне – город Ипатово Ставропольского края), после чего рукоположен в сан диакона. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в 1870 году и находившейся в 115 верстах от духовной консистории, молодой диакон служил около года. Это была небольшая однопрестольная деревянная церковь на каменном фундаменте, с полотняным иконостасом. В селе проживало более 4,6 тысяч человек, и для увеличившегося прихода церковь стала мала. В связи с этим сельским обществом с начала 1890-х годов рассматривался вопрос о строительстве новой каменной церкви, проект которой был утвержден, и выдана храмозданная грамота незадолго до назначения отца Димитрия.

Закладка каменной церкви состоялась 30 августа 1898 года, когда он служил уже в другом приходе. Новая церковь была освящена в честь Вознесения Господня летом 1903 года.

Причт церкви Рождества Пресвятой Богородицы состоял из двух священников, диаконо-учителя и двух псаломщиков. Настоятель храма, священник Иаков Борисович Акимов оказал большое влияние на становление молодого отца Димитрия. Отец Иаков в 1850-х годах обучался в Казанской духовной академии, в 1858 году был рукоположен в сан священника святителем Игнатием Брянчаниновым, епископом Кавказским и Черноморским, имел богатый опыт пастыря и катехизатора. В церкви села Винодельного он служил с 1887 года, а через пару лет был назначен благочинным 6 округа. Под его духовной опекой отец Димитрий получил основополагающие знания и необходимый опыт диаконского служения. Одновременно он продолжил учительствовать в церковной школе грамотности, в которой обучалось более 50 детей.

В селе Винодельном молодая семья Семеновых размещалась во временной общественной квартире. Здесь на Крещение Господне, 6 января 1897 года родилась первая дочь, Ксения.

В это время уже несколько лет работал Фонд имени Императора Александра III, ставивший своей задачей строительство церквей и школ в районе Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль должна была не только скрепить и сблизить огромные пространства Сибири с Европейской частью России, но и наполнить жизнью ранее малодоступные места. Бесчисленные жертвователи со всей страны чаяли, чтобы общенародное дело – заселение Сибири, – как и в древности, «совершалось «в христианском разуме» через сооружение часовен, церквей, монастырей и соборных храмов».

Великим постом 1897 года настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы отец Иаков Акимов получил впервые разосланную духовной консисторией брошюру «Церковное и школьное строительство в районе Сибирской железной дороги за 1894–1896 гг.», которая была подготовлена Комитетом Сибирской железной дороги. Духовенству Ставропольской епархии ярко живописались новые горизонты пастырского подвига, открывавшиеся с появлением Сибирской железной дороги: «Русский крестьянин в тайнике глубоко одаренного духа своего несет, однако, драгоценнейший клад, – можно сказать, чисто детскую веру и любовь к храму Божию… Поэтому и надо безотлагательно прийти к ним на помощь в самое первое время по их водворении, надо посодействовать им в создании церквей, которые, поддерживая в них живую и деятельную веру, дадут им силу с Божьей помощью успешно, не падая духом, бороться с неблагоприятными внешними условиями и пережить первые трудные годы устройства в Сибири». Управляющий делами Комитета Сибирской железной дороги А.Н. Куломзин писал: «Во время моего пребывания в Сибири почти в каждом из посещенных мною поселков крестьяне со слезами на глазах умоляли меня об оказании им содействия для устройства церкви. Почти везде новоселы выражают полную искреннюю готовность работать безвозмездно, а часто кроме того уделяют из своих скромных средств порядочные суммы на сооружение храмов». С особенной болью звучали слова о трудностях школьного дела в Сибири: «У многих крестьян на родине успело образоваться убеждение, что дети их будут иметь возможность получить начальное образование; по прибытии же в Сибирь, где на волость приходится в большинстве случаев по одной школе, а во многих волостях их и совсем нет, они волей-неволей должны отказаться от этой заветной мысли и вынуждены оставить расти молодое свое поколение без всякого образования… Это такой печальный и угрожающий факт, об устранении которого необходимо позаботиться ныне же. В противном случае через какие-нибудь 15–20 лет переселенцы потеряют те зачатки культуры, которые ими приобретались на родине многими долгими годами»

Церковно-школьное строительство в Сибири благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский, который 10 января того же года собственноручно начертал на этой брошюре:

«Сердечно сочувствуя великому делу распространения церквей и школ по Великому Сибирскому пути, выражаю сим желание, чтобы дорогие мои соотечественники отнеслись с горячим участием к делу постройки церквей и школ и не жалели своих свободных капиталов, в соответствие мудрой воле нашего Великого Государя».

Служивший под началом отца Иакова юный сельский диаконо-учитель одним из первых в Винодельном увидел эту брошюру. Так, спустя полгода после диаконской хиротонии и назначения на свой первый приход, он впервые соприкоснулся с чаяниями далекой для него Сибири. Едва ли на тот момент отец Димитрий задумывался о том, насколько захватит его этот народный порыв и как круто изменит его жизнь и жизнь его семьи. Тогда он еще не мог даже сколь-нибудь существенным пожертвованием принять участие в великом деле строительства церквей и школ в Сибири. Материальное положение диакона, как и всего причта, было «посредственным»: причт содержался главным образом на «доброхотные пожертвования прихожан за требоисправления».

В июле 1897 года диакон Димитрий Семенов по прошению был переведен к Спасо-Преображенской церкви села Новоселицкого Александровского уезда Ставропольской губернии (ныне – административный центр Новоселицкого района Ставропольского края). Село основали переселенцы из центральной России в конце XVIII века на реке Томузловке в 120 верстах от губернского города Ставрополя. В конце XIX века в нем было 1080 дворов и 1098 домов, проживало свыше 7 тысяч человек. Все коренные жители исповедовали православную веру, в селе были две каменные церкви.

Спасо-Преображенская церковь, одна из старейших в епархии, имела приход с 1825 года. Здание храма, в котором диакон Димитрий Семенов служил около 12 лет, сохранилось до наших дней. Наставником отца Димитрия стал священник Стефан Иванов-Попов, который более 30 лет служил в этом храме, имел богатый опыт педагога и катехизатора, исполнял пастырские обязанности «с должным усердием». При его поддержке молодой диакон духовно вырос и окреп. В формулярном списке отца Димитрия за 1907 год отмечалось:

«Чтение, пение и катехизис знает очень хорошо. Поведения весьма хоро- шего». Усердное исполнение диаконских обязанностей отец Димитрий совмещал с преподавательской деятельностью: под началом отца Стефана состоял учителем церковно-приходской школы, в которой обучалось 35 мальчиков и два раза в месяц проводились народные чтения на 30–50 слушателей- взрослых.

Жалованье из казны диакон не получал, а пользовался третьей частью земельного надела церкви (33 десятины). Земля была удобной для хлебопашества и сенокоса, но находилась в 20 верстах от храма.

Теплое Ставрополье живо и искренне откликнулось на призыв Комитета Сибирской железной дороги. Духовная консистория ежегодно получала благодарственные письма с приложением квитанций на суммы, пожертвованные прихожанами церквей Ставропольской епархии. Пожертвования на сооружение сотен церквей и школ в Сибири шли в фонд имени императора Александра III из всех губерний Российской империи – к 1904 году было собрано свыше двух миллионов рублей. Западная Сибирь по темпам строительства школ уже опережала Европейскую Россию, однако даже эти темпы не успевали за стремительным ростом числа переселенцев.

Священников за Уралом тоже не хватало: не только для вновь открываемых приходов, но и для действовавших уже многие годы церквей. Служба в суровой и пока еще малоизвестной Сибири не шла ни в какое сравнение с другими губерниями из-за ее удаленности от Европейской части России. С началом столыпинской аграрной реформы местные епархии тем более не могли решить масштабные общенациональные задачи своими силами – в них не было кандидатов священства для вновь открываемых приходов. Синодальный миссионер протоиерей Иоанн Восторгов телеграфировал из Зауралья в начале 1909 года: «Здесь ужасающая нужда в церквах и причтах. В прошлом году из Туринского уезда [Тобольской губернии – ныне Туринский, Тавдинский, Табаринский и Гаринский районы Свердловской области] переселенцы возвратились обратно, указав причиной – отсутствие церквей и священников: приходилось по полгода не крестить детей; страшились умереть без покаяния». Святейший Синод рекомендовал епархиальным преосвященным европейской части России «располагать благонадежных священнослужителей» к поступлению на службу в Сибири, «не скрывая от них трудности служения в новых местах, но указывая на высоту ожидающего их апостольского подвига».

Не только из церковной прессы и информационных изданий знал отец Димитрий об активном заселении и развитии Сибири, о ее суровых природных условиях, о малочисленности делателей на жатве Христовой (см.: Мф. 9, 37). С 1907 года в Новоселицком проживал на съемной квартире диакон Николай Соловьев, служивший псаломщиком в Александро-Невской церкви – его отец, диакон Владимир Соловьев, был клириком Тобольской епархии.

Десять лет семья Семеновых жила в Новоселицком, в церковном деревянном доме с четырьмя комнатами. Здесь у отца Димитрия и матушки Елены родилось пятеро детей (сын Леонид и четыре дочери: Раиса, Галина, Зоя, Елена), и в 1906 году семья состояла из восьми человек. Старшая дочь, Ксения, с 1907 года обучалась в Ставропольском епархиальном женском училище. На следующий год в это училище поступила и вторая дочь, Раиса.

В 1908 году семья пережила тяжелую утрату – в возрасте четырех лет умерла Зоя. После этого потрясения жизнь семьи коренным образом изменилась.

Во втором полугодии 1908 года 35-летний диакон Димитрий Семенов ходатайствовал о назначении его разъездным священником в Томскую епархию. Он стал одним из первых священнослужителей Ставрополья, который принял личное участие в общенародном подвиге заселения, освоения и развития Сибири. С 1905 года пассажирские поезда могли следовать от западных границ России по Великому Сибирскому пути до берегов Тихого океана (во Владивосток) без использования паромных переправ. Это был сложный период революционных выступлений, нападок на Церковь в печати, духовного кризиса, но в то же время и колоссального национального подъема, роста просвещения, духовного подвига. Бурный экономический рост и модернизация нередко сопровождались односторонним увлечением материальными благами, брожением умов и переоценкой ценностей, но православные пастыри напоминали, что «вечно в человеке не тело, а дух, не насыщение благами материальными, гибнущими и умирающими, а вечными сокровищами души; вечно в человеке стремление к Богу и к нравственному уподоблению Богу в добродетели и святости».

После преодоления первой русской революции один из самых грандиозных проектов в истории России обрел второе дыхание. В сибирские губернии направились миллионы крестьян: «Это великое историческое движение народа, невместимое в разум, таинственно по своей провиденциальной сущности», – писал синодальный миссионер, будущий священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Основную массу столыпинских переселенцев составляли многодетные семьи и молодежь – золотой фонд новой Сибири. Большая их часть оставались в Томской губернии, отличавшейся более удобным географическим положением (равноудаленный от Урала и Забайкалья Томск в начале ХХ века был фактической столицей Сибири). Численность населения здесь достигала 3,5 миллионов человек. «Переселенческое движение в Томскую губернию поражает своими размерами, – писал оттуда весной 1908 года протоиерей Иоанн Восторгов, – … за два года население увеличилось на полмиллиона. Трудно стоять на высоте полного удовлетворения духовных нужд новоселов. В настоящем году сразу открываются на средства Св[ятейшего] Синода 19 новых приходов; строятся 15 церквей; столько же причтовых домов… требуется общественная помощь – жертвы частных лиц. За короткое время число приходов епархии на местные средства удвоилось, но нужно, по крайней мере, открыть еще триста новых приходов, чтоб удовлетворить острую нужду, ибо и теперь есть приходы, в районе которых числится до восьми тысяч, по несколько отстроенных давно церквей при одном священнике в приходе. Еще менее поспевает за жизнью дело церковно-школьное. В настоящем году оказалось возможным наметить к открытию только девять новых школ со школьными зданиями; приняты меры к открытию с будущего года тридцати школ».

Дух томских переселенцев, среди которых решил нести пастырское служение отец Димитрий, хорошо передал его учитель – священномученик Иоанн Восторгов – в своей речи после возвращения из Сибири в Неделю всех святых, 8 июня 1908 года: «Россия, по сознанию и признанию ее сынов, есть «Святая Русь»… Когда приходится наблюдать жизнь русских новоселов в Сибири, то еще яснее становится пред сознанием основная черта русской народной души. Откуда пришли новоселы? И с юга, и с запада России, и из ее центра, и с восточной окраины Приволжья, собрались люди с различными говорами, с различными обычаями, даже с различными племенными особенностями, – а дух у них один. Наскоро выкопанные землянки; разбитые на время палатки; покрытые сверху войлоком или дырявым «рядном» приподнятые оглобли простой телеги, наскоро сбитый шалаш, вот жилье пришельцев с их женами и детьми. Но первая забота, первая мысль их после того, как намечено место и план для будущего селения, это – отвод площади для храма; первое поручение «от мира» избранному односельцу – собирать пожертвования на храм; первый разговор и первая серьезная совместная беседа – о том, как устроить приход, кому посвятить престол будущего храма, куда обратиться, чтобы хоть временно найти приходского пастыря, к какому селению ближайшему приписаться, чтобы войти в состав прихода. О, благослови, Господи, эти верующие и жаждущие Тебя Единого души, являющие Русь Святую в красе исконной святости и спасения!».

Ходатайство диакона Димитрия Семенова о переводе в Сибирь было представлено в Святейший Синод архиепископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафодором с благоприятным отзывом от 30 октября 1908 года243. Томская духовная консистория рассмотрела вопрос 23 февраля 1909 года и определила принять отца Димитрия в Томскую епархию на священническое место, а также просить Высокопреосвященного Агафодора рукоположить диакона Семенова во священника с обязательным условием сдачи экзамена по богословским предметам; отец Димитрий телеграммой сообщил о желании сдать экзамен в Томске. В это время Томскую кафедру возглавлял более 20 лет (с 1891 по конец 1912 года) святитель Макарий (Невский), архиепископ Томский и Алтайский – известный миссионер, «апостол Алтая».

Ставропольская и Томская епархии имели в этот период тесные духовные связи. Святитель Макарий (Невский) до принятия архиерейского сана был сподвижником и «правой рукой» начальника Алтайской духовной миссии архимандрита Владимира (Петрова) – епископа Ставропольского и Екатеринодарского в годы детства Димитрия Семенова. Как выражался ученик и биограф владыки И.И. Ястребов (впоследствии архиепископ Ставропольский Иннокентий), архимандрит Владимир был «инициатором, организатором и руководителем» школьного, переводческого, богослужебного и просветительного дела в Алтайской духовной миссии, а отец Макарий – «выполнителем, совершенствователем и, главное, душою его».

После архиерейской хиротонии, сменив владыку Владимира на Бийском викариатстве, святитель Макарий несколько лет служил под началом епископа Томского и Семипалатинского Исаакия (Положенского) – бывшего викария Кавказской епархии. Именно владыка Исаакий в Ставрополе в октябре 1871 года рукополагал во диакона и во священника Евтихия Семенова – отца принятого теперь в Сибирь диакона Димитрия.

Накануне праздника Входа Господня в Иерусалим отцом Димитрием было получено из Томска извещение о его переводе с 19 марта 1909 года в Томскую епархию. 31 мая 1909 года в Казанском кафедральном соборе города Ставрополя архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор рукоположил диакона Димитрия Семенова в сан священника. Архипастырское послание владыки о величии священнического служения и «испытании крепости веры», с призывом «ходить достойно своего звания [Еф. 4, 1]», стало для отца Димитрия напутствием перед отъездом в Сибирь.

С собой 35-летние супруги взяли трех младших детей от семи до двух лет (Леонида, Галину, Елену), а старшие дочери Ксения и Раиса продолжили обучение в Ставропольском епархиальном женском училище на попечении дедушки и бабушки, живших в селе Бешпагир. Семья Семеновых ехала с Кавказа в Томск железной дорогой через станцию Челябинск, которая открывала СЖД и была воротами переселенческого движения в Сибирь. При станции располагался Челябинский переселенческий пункт, площадью больше 9 гектаров, который обслуживал около 94 % переселенцев (в 1909 году через него прошло 637 650 человек). Для переселенцев, остававшихся здесь на два-три дня, имелись 17 бараков, прачечная, водокачка с баком на 300 ведер и двумя кипятильниками, две кухни-столовые с 11 котлами, позволявшие накормить более 3 тысяч человек одновременно, больничный двор и другие службы. Подобные переселенческие пункты, но более скромные, были созданы по всей Сибирской железной дороге.

Хотя многие переселенцы (особенно состоятельные крестьяне из Крыма) везли с собой «во множестве плуги, сенокосилки, дорогие жатки, молотилки усовершенствованных систем», переселенческим управлением были устроены специальные склады земледельческих машин: «За один минувший год продано крестьянам таких машин и орудий на пять миллионов рублей… главная заслуга таких складов состоит в том, что они нормировали цены на машины, создали конкуренцию частным фирмам, умерили их аппетиты… широко распространяют машины русские, вместо заграничных, например, изделия пермских кустарей – молотилки, изделия вятских, нижегородских, уфимских кустарей – веялки, а также производства заводов Одессы, Екатеринослава… По всем отзывам, крестьяне удивительно быстро усваивают уменье обращаться даже со сложными машинами». Кроме того, в Омской и Томской губерниях были устроены обширные склады леса, продаваемого крестьянам по заготовительной цене. Магазины продовольственного и семенного хлеба оказывали незаменимую услугу населению в первые годы после переселения и при неурожаях. «При множестве лишений и неблагоприятных условий жизни, переселенцы поражают бодростью духа, отсутствием уныния, уменьем учитывать будущее. Часто слышишь: «Нам будет тяжело, может быть, скоро помрем, но детям и внукам нашим хорошо будет».

В мае 1909 года, накануне отъезда Семеновых в Сибирь, поток переселенцев у Челябинска достигал 12 тысяч человек в день, на Восток ежедневно шли около 300 переполненных вагонов. Об этом телеграфировал с места синодальный миссионер, будущий священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, «духовно родственный Ставропольской епархии», учитель отца Димитрия. В это время он принимал деятельное участие в обеспечении духовных нужд сибирских переселенцев. По поручению Святейшего Синода в первой половине 1909 года отец Иоанн совершил инспекционные поездки по Зауральским епархиям, а также посетил Пекинскую духовную миссию и православные церкви в Северной Манчжурии, ознакомился с положением миссионерского дела в Японии и Корее. Возвращаясь из этой продолжительной командировки, 23–25 июня 1909 года он находился в Томске, где состоялись его встречи с духовенством.

Тогда же, в июне 1909 года, в Томскую епархию прибыл священник Димитрий Семенов, преодолев более пяти тысяч верст пути. Протоиерей Иоанн Восторгов очень точно передавал тот дух и настрой, которым были движимы в это время десятки его учеников, оставивших все и выехавших на бескрайние просторы Сибири для пастырского служения: «Пусть же и русский народ останется верным своим прирожденным и тысячелетней жизнью в Церкви воспитанным свойствам, пусть он пребудет у ног Христовых, пусть не отпадет от взлелеянного веками и бесконечно дорогого ему образца жизни и того конечного ее стремления, которое он выразил в именовании своем: «Русь Святая». Пусть русский народ, как и другие, обретет хорошие дома, племенной скот, разделанные пашни, довольство и сытость… но пусть останется при своей уже приобретенной славе. Он дал и воспитал святых, ведомых и прославленных во множестве, и еще в большем множестве незримых и миру неведомых, но оставивших и давших жизни русской и стремлениям русских людей особый самобытный и пропитанный религиозно-нравственными запросами и интересами отпечаток, строй и быт. И не добро, не полезно и невозможно русским переделываться в чужеземцев… быть русским – почетно, быть русским – славно, быть русским, значит – приобщиться к жизни истинно человеческой и достойной». В Томске отец Димитрий Семенов выдержал экзамен по священнической программе, после чего приступил к пастырским обязанностям в Михаило-Архангельской церкви села Таскаевского Каинского уезда Томской епархии (ныне – село Таскаево Барабинского района Новосибирской области), где место священника было вакантным более полугода (с декабря 1908 года). Сразу же по прибытии на место службы батюшка стал членом епархиальной кассы взаимопомощи и впоследствии исправно вносил взносы. В его послужном списке за 1909 год записано: «Прогонов не получал. Грамоту и переместительный указ имеет»

Село Таскаевское было основано русскими переселенцами ранее 1845 года. Расположилось оно по правую сторону торгового тракта из города Каинска в город Барнаул при двух озерах Кошкулях. До приезда отца Димитрия село уже было волостным центром. Со строительством Сибирской железной дороги значительно улучшилось его сообщение с губернским городом Томском, где находилась Томская духовная консистория (547 верст). В то же время дорога до ближайшей железнодорожной станции Каинской (ныне – город Барабинск Новосибирской области) составляла 35 верст по Барабинской степи и была крайне неудобной и тяжелой. До уездного города Каинска (ныне – город Куйбышев Новосибирской области), где находился благочинный 22 округа, было 50 верст пути. Там же располагалась больница с амбулаторией и почтово-телеграфная контора.

Михаило-Архангельская церковь была построена в самом центре села в 1845 году. Судьба первого здания церкви не известна, скорее всего, оно сгорело, будучи деревянным (пожары в то время были частым бедствием не только в Сибири, но и в центральной России). Церковь, в которой служил отец Димитрий, была освящена 15 февраля 1856 года. Это был один из первых православных храмов в этих местах. Церковь была большой, деревянной, на каменном фундаменте, двухпрестольной: главный престол – во имя святого Архистратига Михаила, а в приделе – во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Причт состоял из священника и псаломщика, которым отпускалось жалованье из государственной казны: священнику – 300 рублей, псаломщику – 100 рублей в год. До приезда отца Димитрия церковь уже имела свою библиотеку, которая была хотя и небольшой (49 наименований книг), но очень необходимой и ценной для религиозно-нравственного просвещения прихожан.

Более четырех лет своего пастырского служения священник Димитрий Семенов посвятил заботам о благоустройстве прихода Михаило-Архангельской церкви: 1909–1913 годы были для молодого священника временем напряженного труда и деятельного участия в жизни прихожан. Он много сделал для утверждения христианского благочестия, устройства приходской жизни, охранения паствы от лжеучений. В приходе не было иноверцев, раскольников и сектантов, однако они в большом количестве проживали в соседних селах. Известно, что в 1910 году в Каинском уезде находилось 4417 человек, которые состояли в различных сектах и активно пытались вовлекать православных в свои общины.

Пастырские труды на этом приходе осложнялись тем, что наряду с селом Таскаевским в него входили деревни Новомихайловская, Кармышакская и Бакмасиха, находившиеся на расстоянии 7–15 верст от церкви. В первый год служения отца Димитрия к приходу также относился небольшой поселок Петропавловский, который был удален от церкви на 25 верст (в 1910 году он перешел в приход Христорождественской церкви села Новокарапузского). В целом же в приходе Михаило-Архангельской церкви в 1909 году было 402 двора, 3161 человек. К 1912 году население прихода увеличилось до 3,5 тысяч человек. За время служения отца Димитрия приход увеличился почти на 50 дворов (341 человека).

С глубоким смирением, безропотно батюшка разделял со своими прихожанами тяжелые экономические и бытовые условия жизни. Климат здесь был суровый, зимы морозные, весной и осенью долго стояли холода, промыслы и заработки отсутствовали. Наиболее трудными выдались 1910–1912 годы, когда неурожаи хлебов были несколько лет подряд. Только в 1912 году в Каинском уезде от неурожая пострадали 25884 десятины яровых хлебов, крестьянам требовалось 201313 пудов зерна на посев и 106547 пудов – на продовольствие. В это время они особенно нуждались в пастырской поддержке.

Несмотря на материальные трудности, священник Димитрий Семенов, являвшийся председателем церковно-приходского попечительства, много сделал для оживления приходской жизни, позаботился об украшении и благолепии местного храма. Его неустанным трудами и стараниями к 1913 году удалось отремонтировать здание церкви, построенное еще в середине 1850-х годов: снаружи стены были окрашены, внутри обиты картоном и «украшены живописью». Пополнена церковная утварь: приобретены серебряно-золоченый потир с принадлежностями, три напрестольных креста, одно большое и два малых Евангелия, Дарохранительница. В воскресные и праздничные дни отец Димитрий произносил проповеди из книг и вел нравственные беседы с прихожанами, обращаясь к ним с назидательным живым словом. Эти заботы пастыря о духовных нуждах паствы и поднятии ее религиозной настроенности нашли отклик в приходе. Увеличились кружечные доходы причта за требоисправления: если в 1909 году было получено около 400 рублей, то за три неурожайных года доход вырос в полтора раза и составил 599 рублей 70 копеек.

Ежегодно на день святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Каинске проходила ярмарка. Каинские конторы вели и международную торговлю, местные купцы первой гильдии поставляли сливочное масло из Барабинских степей в Гамбург и Лондон. В 1910–1912 годах в Каинском уезде действовало 443 маслозавода общей мощностью 2,9 тысяч тонн. Одним из таких заводов в деревне Бакмасихе владели братья Кельс (при 170 дворах в деревне имелся свой кожевенный завод семьи Востровых; жители занимались скотоводством и земледелием, столярным, бондарным, сундучным, дегтярным и другими промыслами; некоторые семьи имели большие посевы и стада на десятки коров).

Наряду с трудами настоятеля, отец Димитрий трудился в сельских школах, относившихся к приходу Михаило-Архангельской церкви. За время его служения значительно улучшилось их материальное положение и увеличилось количество учеников. В селе Таскаевском находилось сельское училище министерства внутренних дел, в котором священник состоял заведующим и законоучителем. В 1912 году в нем обучалось уже 48 мальчиков и 29 девочек (в 1909 году их было 37 и 12 соответственно). В наиболее крупном поселении, приписанном к приходу – в деревне Бакмасихе – имелась школа грамоты, которая в 1911 году, благодаря энергичной деятельности отца Димитрия, была преобразована в одноклассную церковно-приходскую школу и получила «прекрасное школьное здание стоимостью в 2500 рублей», из которых 1600 рублей были изысканы батюшкой на месте. В 1912 году в ней обучалось 33 мальчика и 17 девочек (в 1909 году их было 18 и 7 соответственно). За заслуги по церковно-школьному делу 2 сентября 1912 года священник Димитрий Семенов был награжден набедренником.

В селе Таскаевском семья настоятеля жила в церковном доме, построенном в 1901 году. Дом был удобный, но нуждался в ремонте. В 1909–1913 годах, когда в нем проживали Семеновы, ремонт так и не был проведен.

В период службы в Томской епархии отец Димитрий был в отпуске один раз – с 20 сентября по 25 октября 1911 года, явился раньше на 5 дней. Отпуск потребовался для того, чтобы перевезти в Сибирь старших дочерей Ксению и Раису для продолжения обучения в Томском епархиальном женском училище. Таким образом, семья Семеновых воссоединилась. В 1913 году Ксения окончила шестой основной класс Томского епархиального женского училища. Последний год обучения в училище для нее был памятен знаменательным событием – в декабре 1912 года их посетил владыка Макарий перед своим отъездом в Москву и благословил воспитанниц шестого класса нательными крестиками. Ксения продолжила обучение в Томске на Сибирских высших женских курсах. Раиса в 1913 году окончила пятый параллельный класс епархиального женского училища и была переведена в шестой класс. В этом же году появились новые семейные хлопоты и заботы, связанные с рождением 16 июня долгожданного сына Николая.

Летом 1913 года батюшка, обеспокоенный болезнью престарелого отца и желавший оказать действенную помощь в его лечении, направил архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору прошение с просьбой о переводе его в Ставропольскую епархию. С 24 сентября 1913 года священник Томской епархии Димитрий Семенов был назначен на второе священническое место к церкви села Бешпагир Ставропольской епархии. Одновременно священник Иаков Терновский, служивший на этом месте с октября 1909 года, был перемещен на первый штат, а настоятель церкви, священник Евтихий Семенов (отец священника Димитрия) уволен за штат.

Получив новое назначение, отец Димитрий с семьей возвратился в село Бешпагир Ставропольской губернии в октябре 1913 года. Старшая дочь Ксения осталась в городе Томске, а Раиса помогала родителям при переезде. Отец Димитрий с семьей поселился в удобном церковном доме, построенном в 1878 году. Второй раз за все время службы батюшка был в отпуске с 9 января по 9 февраля 1914 года, незадолго перед смертью отца († 8 марта 1914 года).

В Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир батюшка служил около пяти лет до своей мученической кончины в июне 1918 года. Это был один из старейших храмов епархии – построен «тщанием прихожан» в 1826 году и освящен 18 августа 1828 года. Здание было каменное, холодное, к нему пристроена каменная колокольня. Престол в церкви один – во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь имела смешанный (мужской и женский) хор, что для дореволюционной России было большой редкостью. В приходе насчитывалось 950 дворов, 7908 человек, главным образом местные крестьяне. Старообрядцев и сектантов в селе было не много: 13 хлыстов, 13 поповцев и 8 беспоповцев. Имелось три школы Министерства народного просвещения и две – церковно-приходских, в которых обучалось 179 детей. И в этом приходе жизнь отца Димитрия была наполнена деятельной любовью к пастве, заботой о христианском просвещении детей.

Священник Димитрий Семенов служил в духовном ведомстве около 22 лет, в том числе около 13 лет диаконом и 9 лет священником. Он добросовестно и честно исполнял свой пастырский долг, снискал любовь и уважение прихожан. В справке Ставропольского епархиального совета за конец августа – начало сентября 1918 года отмечалось «очень хорошее» его поведение. Его жертвенное пастырское служение было увенчано мученической смертью в числе первых в Ставропольской епархии.

Отец Димитрий был убит в возрасте 44-х лет в период гонений на Церковь и являет собой пример стойкости и мужества. В начале июня 1918 года части Красной армии, озлобленные военными неудачами, концентрировались в губернском центре. Занятие ими населенных пунктов сопровождалось многочисленными фактами насилия и произвола. В этих обстоятельствах отец Димитрий оставался совестью народа, говоря в проповедях, что «разбой – это преступление». В начале сентября 1918 года в местной газете была опубликована информация Ставропольского епархиального совета о «зверской расправе» красноармейцев над священником села Бешпагир Димитрием Семеновым. В архивных документах и печатных изданиях содержатся следующие сведения о его мученической смерти.

14/27 июня 1918 года, в день вступления красноармейцев в Бешпагир, они пришли в дом священника и потребовали их накормить. Насытившись, сообщили, что теперь он «будет цел», и ушли. Однако в тот же день отец Димитрий был арестован дважды. Буквально через полчаса за ним прислали конвой и повели в волостное правление, где расположился штаб революционного отряда. Здесь «всячески над ним глумились». Матушка, ждавшая в то время ребенка, просила его освободить, и священника отпустили, но через некоторое время опять арестовали. Его обвинили в том, что он оказал гостеприимство отряду полковника Шкуро при прохождении его через Бешпагир. Красноармейцы долго пытали отца Димитрия и насмехались над ним, а потом сказали: «Ну, теперь готовься». Его вывели за село, недалеко от святого источника [ныне улица Городковая села Бешпагир]. Священник попросил разрешить ему помолиться перед смертью. Едва молитва была окончена, палачи набросились на него и шашками изрубили ему голову. Бездыханное тело сбросили под кручу, недалеко от места казни. «Теперь не будет призывать опомниться», – такие слова красноармейцев приводят очевидцы. Отец Димитрий был казнен за селом в ночь с 14 / 27 на 15 / 28 июня 1918 года вместе с несколькими бешпагирцами и до двадцати человек жителей соседних сел. На следующее утро брошенное тело священника было найдено за селом, хоронить его запретили.

Когда красные ушли из Бешпагира, жители села похоронили казненных. Современники отмечали, что особенно трогательны были похороны священника Димитрия Семенова: «Почти все село вышло проводить прах мученика, и многие оплакивали его безвременную кончину». Погребение батюшки состоялось в ограде Крестовоздвиженской церкви. Красноармейцы, вернувшиеся в село через несколько дней, грозились убить инициаторов погребения, но не успели.

24 августа 1918 года в Ставропольский епархиальный совет поступило прошение вдовы убиенного священника Елены Тимофеевны Семеновой о назначении ей «усиленной пенсии». В прошении она сообщала об «исключительных обстоятельствах смерти» мужа, «зверски замученного красноармейцами», и отмечала «крайне бедственное материальное положение семьи в связи с полным разграблением имущества красноармейцами». Беременная матушка осталась одна с четырьмя несовершеннолетними детьми (старшей Ксении был уже 21 год, Раисе – 20 лет): Леониду – 16 лет, Галине – 11 лет, Елене – 9 лет, Николаю – 5 лет. 20 октября 1918 года, через четыре месяца после смерти батюшки, у нее родился третий сын (седьмой ребенок в семье), названный в честь отца Димитрием. В связи с изъятием и «национализацией» церковного дома семья священника Димитрия Семенова была выселена из него и осталась без средств к жизни (сведений о назначении усиленной пенсии не имеется). Матушка Елена с детьми переселилась к бабушке – Варваре Александровне Семеновой, имевшей в селе Бешпагир собственный дом с усадьбой. В 1918 году ей было 66 лет, последнее время она много болела и 8 ноября того же года скончалась от водянки. Где проживала семья после ее смерти, неизвестно. В начале 1919 года умерли дочь Раиса и младенец Димитрий.

Сохранился приказ Ставропольского военного губернатора А.М. Валуева от 23 июля 1919 года, в соответствии с которым «за расстрел священника Дмитрия Семенова» был предан военно-полевому суду 26 июля 1919 года служивший в Красной армии крестьянин селения Старобельского Харьковской губернии Иван Пантелеймонович Головинский, 31 года. Он обвинялся в том, что вместе со своим братом Василием и еще тремя красноармейцами, фамилии которых не установлены, состоя в боевой цепи Красной армии, получил от командира роты Гайворонского приказание расстрелять священника Димитрия Семенова, что и было им приведено в исполнение.

После закрытия Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир в 1936 году и полного разрушения ее здания в 1943 году могила отца Димитрия была утрачена.

В 2019 году имя убиенного иерея Димитрия Семенова было внесено в Синодик архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Ставропольской митрополии, в годину гонений за веру Христову пострадавших, и возносилось на уставных панихидах в приходах Ставропольского края в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 25 августа 2022 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя священномученика Димитрия Семенова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, благословил совершать его память в день мученической кончины, служить ему молебны и писать иконы.

День памяти священномученика Димитрия Семенова – 14 / 27 июня.

***

Опубликовано по: Шишкин Е. Н., священник. Первые на Ставрополье новомученики Церкви Русской. Ставрополь: Ставропольская духовная семинария, 2023. 312 с., ил.

 

Тропарь священномученику Димитрию

Це́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый,/ благоче́стия пра́вило,/ жития́ ева́нгельскаго о́бразе,/ священному́чениче Димитрие,/ Христа́ ра́ди пострада́вый да́же до кро́ве,/ Его́же моли́ усе́рдно,/ я́ко Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния,/ Русь Святу́ю утверди́ти в Правосла́вии// до сконча́ния ве́ка.

Кондак священномученику Димитрию

Восхва́лим, ве́рнии,/ изря́днаго во свяще́нницех/ и сла́внаго в му́ченицех Димитрия,/ Правосла́вия побо́рника и благоче́стия ревни́теля,/ земли́ Ру́сския кра́сное прозябе́ние,/ и́же страда́нием Небесе́ дости́же/ и та́мо те́пле мо́лит Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Величание священномученику Димитрию

Велича́ем тя,/ священному́чениче Димитрие,/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́ во утвержде́ние на Руси́ Правосла́вия// претерпе́л еси́.

 

Теги: