Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, дорогой отец Александр, братья и сестры, сердечно приветствую вас в эти дни святого Великого поста. Сегодня преполовение первой седмицы Великого поста. Также мы уже слышали в течение двух вечеров удивительные по своей силе святые слова по примерам покаяния, по примерам, которые святой Андрей Критский дает в своем каноне, и великих грешников, и тех людей, которые грешили, но каялись, и Ветхого и Нового Завета. И этим покаянным каноном мы начинаем наше следование по путям святого Великого поста. А почему мы начинаем с покаянного канона, а не с каких-нибудь радостных песнопений? Радостные песнопения могут быть только тогда в нашей душе, сознании, нашей жизни, когда мы признаем свое недостоинство, грехи, немощи и будем их исправлять Божьей силой и благодатью. И только тогда возможен праздник в нашей душе, тогда возможна Пасха. Ведь Пасха после чего была? После великих Страстных дней нашего Господа. После Святого Животворящего Креста, на котором был распят наш Господь.

И вот мы слышим даже в заповедях блаженств нашего Господа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Почему Господь не начал Свои заповеди, например: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9), или «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7)? А именно «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3)?

Если мы не сможем признать свою духовную нищету, не сможем заглянуть внутрь себя, увидеть свои грехи и немощи, то в таком случае мы никогда не станем миротворцами, никогда не станем милостивыми. Ведь только тот, кто знает свои немощи и недостатки, может понять скорби другого человека. И поэтому и начинаем мы святой Великий пост с покаянного канона святого Андрея Критского.

И конечно, молитвенное предстояние перед Богом в эти первые дни и во все дни поста должны быть сопряжены с определенным телесным и духовным постом во всех отношениях этого слова. Нужно как можно меньше быть на разных праздничных и увеселительных мероприятиях. Нужно насколько это возможно не отвлекаться от молитвы. И тот, кто хотя быть чуть-чуть по-настоящему познал, какая польза бывает даже от телесного поста, как легко бывает молиться, какие благие мысли приходят в голову, знает действительную силу святого Великого поста. В то же время у нас с вами есть сугубое послушание у всех – молиться за нашу страну, за нашу армию, за наших воинов, за нашего президента, за нашу власть. Если мы с вами не вымолим у Бога, то может быть большая беда, она уже идет, эта беда называется войной. Но может быть более страшная беда, если в этой войне победят силы зла. И поэтому дни поста как раз сугубо полезны для такой молитвы в такое страшное и тяжелое время для Руси. Вот как читалось в молитве, которую Святейший Патриарх благословил читать за богослужениями, можно отцу настоятелю напечатать и раздавать, чтобы эту молитву все читали дома каждый день. Как говорится, чтобы Господь смилостивился и помог остановить особенно тех, которые раздирают ризу Единой Церкви Живого Бога, Церковь нашу в России, на Украине и в других местах, чтобы Господь дал власти мудрость, чтобы Господь дал нашим воинам ходить в заповедях, сохранил их от смерти и пленения. Чтобы Господь упокоил тех, которые пали или еще падут на поле брани, даровал им Царство Небесное.

И вот все это особенно важно и полезно, спасительно в дни святого Великого поста – молиться о нашей Руси, о победе наших воинов, чтобы они сохранились от смерти, ран и пленения.

Всем вам желаю крепости сил, помощи Божьей, покрова Царицы Небесной, святых угодников в дни святого Великого поста, чтобы мы с вами все вместе встретили великий праздник Воскресения Христова. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. Аминь!