Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Благодарю вас, ваше высокопреподобие дорогой отец Владимир, за то, как вы подготовили службу, что мы сегодня вместе помолились за Божественной литургией, за ваши добрые слова при встрече и сейчас, в данный момент.
Дорогие отцы, братья и сестры, я сердечно всех поздравляю с сегодняшним воскресным днем. Отец Владимир упомянул Рождественские чтения, которые проходили в Москве. В январе всегда они проходят, а накануне, в декабре, проходят в регионах обычно, и мы провели уже свои чтения по разным направлениям. Но главной темой чтений этого года была тема «Глобальные вызовы и духовный ответ человека». Святейший Патриарх Кирилл выступал в Кремлевском дворце, а там практически 6000 мест и, как правило, они всегда полны. И этот уникальный форум проходил уже в тридцать первый раз в городе Москве. Вы представляете? Как раз получается с 1991 года.
Конечно, это совершенно уникальный форум. Сначала, конечно, не в Кремле собирались, в других местах, и поменьше было людей. Стало возможным нам с вами собираться после этого советского, страшного для верующих людей и для многих других периода. Стало возможным собираться в первую очередь педагогам, потому что это образовательные чтения, и не только педагогам, но и деятелям культуры, и трудящимся с молодежью и по другим разным направлениям. Очень важно, когда собирается 100, 200, 500 или когда 6000 человек слушают Святейшего Патриарха, слушают других наших архиереев, священников, замечательных наших православных педагогов и других деятелей нашей Церкви, мирян и уезжают вдохновленные, с новым желанием трудиться дальше.
Подвижников, слава Богу, у нас очень много, и такие чтения показывают, что это действительно тысячи людей, хотя приехать с Дальнего Востока, из Сибири не так-то просто. Это большие деньги, расходы и это, конечно, большой труд. И тема этого года «Глобальные вызовы и духовный ответ человека», Святейший Патриарх об этом говорил. Можно в основную формулу, которая была выработана еще в ХIХ веке, вложить эти вызовы, то есть самое главное, и, конечно, по тому главному ударяет дьявол, что для нас важно и является главным в нашей жизни. По тому, что нужно развивать, как раз ударяют те сатанинские силы, которые и в нашей стране, и особенно, конечно, в западном мире. Дьявол подбирает себе людей разных религий и разных национальностей, которые несут дьявольскую ненависть, злобу против Христа, христианства.
Так вот, наша основа, которую мы должны развивать и по которой идут удары – первый удар, конечно, по вере, первый удар по христианству. Посмотрите! Разгромили христианство, может быть, не до конца, русские помогли опять, в Сирии — в той древней стране. Разгромили христианство чуть раньше, конечно, слава Богу, оно сохранилось, но сколько было потерь и до сих пор как раздроблена огромная страна Югославия. И как сегодня оторвали самую святую часть Сербии, где Косово, там сегодня живут албанцы-мусульмане и до сих пор идут столкновения. Сербов вытесняют, выселяют, а порой и убивают. Что происходило в течении 30 лет на Святой Руси? На Украине в 90-е годы? Казалось бы, когда уже появилась свобода, 2000 храмов было захвачено на Украине униатами, с полной поддержкой Католической Церкви и с тихой и полной поддержкой властей Украины. Тогда у нас вроде были чудные отношения и наше государство молчало, само погрязшее в демократических, либеральных преобразованиях, следуя по указке масонов из США, а затем случился раскол филаретовский, и бывший президент Украины Кравчук полностью это поддержал. То, что сейчас происходит на Украине, выгоняют священников из православных храмов, половину Киево-Печерской Лавры забрали и так далее – это все началось в 90-е годы.
Я вам рассказываю исторически, 2000 храмов только в 90-е, потом филаретовский раскол. У них вдруг откуда ни возьмись оказалось 5000 приходов. У нас пока еще в нашей Православной Церкви, которая теперь относится, правда, уже условно, не юридически, к Москве, к Московской Патриархии – 12000 приходов. Сейчас, конечно, они тают, потому что захватывают насильно. А там, у Филарета, откуда-то взялось 5000 приходов? Конечно, это через самозахват с поддержкой властей. Ну а, конечно, когда пришли уже нацисты, после 2014 года, и Порошенко, а потом и Зеленский, который вроде бы нейтральный был в своё время, а сегодня показал своё подлинное нацистское, дьявольское лицо, с полной поддержкой Запада.
Конечно, поймали возможность, пока война – полностью разрушить Православие на Украине. Вот первый вызов нашему христианству. Разве не вызов, когда разрушают семью, появляются однополые семьи, что прописывается в конституции государств и с поддержкой протестантизма? Конечно, протестантизм – это уже не христианство. Христианством их называть я не могу уже. Когда у них там гомосексуалисты — священники и они признали все эти однополые браки. Еще пока католики более-менее держатся. И то кто-то начинает высказываться, что это нормально, это просто болезнь и всем нам надо к этому нормально относиться. И это разве не вызов христианским основам? И, конечно же, второй вызов – это вызов семье. На семью, как и на Церковь, делается огромный удар. И это тоже, конечно, вызов. И об этом Патриарх говорил в Кремле и потом в Государственной Думе, на следующий день, — о поддержке семьи, о материальной поддержке беременных, говорил о поддержке многодетных семей.
Удивительно получается, сейчас у женщин есть уже поддержка некая от нуля до трех, а потом и до семи или, может быть, семнадцати лет. А дальше? Если женщина родила, воспитала пять или шесть детей, ну куда она пойдет работать уже? Хотя дети уже взрослые и финансовой поддержки от государства уже нет. А когда она пенсионерка? Ни одной записи нет у многодетной мамочки в трудовой книжке – значит, пенсия самая минимальная, социальная. Это же несправедливо! И поэтому Патриарх об этом тоже говорил. Удар по семье, конечно, невероятный. Бьют по самым главным основам.
И конечно, третий удар, безусловно, по государству в плане политическом, экономическом и по всем направлениям. Почему сегодня Президент нашей страны принял решение оторваться от Запада, во всех отношениях — и в экономическом, и в политическом? И другого решения не было, в том числе защищая безопасность страны, чтобы начать специальную военную операцию. Это, конечно, скорбь, кровь и слезы. Что может быть лучше мира? Но, к сожалению, получилось так, по-другому, видимо, было просто невозможно. И мы сегодня все больше и больше видим это сатанинское лицо, и какой наш ответ? Вот название темы: «Глобальные вызовы и духовный ответ человека». Так какой наш ответ? А ответ должен быть точно такой же, по каким частям и направлениям идут удары. То есть мы должны крепить свою веру.
В сегодняшнем Евангелии мы слышали о начальнике мытарей Закхее, великом грешнике, который не только собирал налоги в пользу захватчиков своего народа, римлян, но и присваивал себе деньги, не жалел тех людей, у которых ничего уже не оставалось, и забирал последнее. Но когда он забрался на дерево, чтобы увидеть Господа Иисуса Христа, он полностью изменился. Встретив Спасителя, Закхей поспешил очиститься покаянием и делами милосердия. Он пригласил Его в дом, омыл Ему ноги, накрыл на стол, сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8).
И чтобы укрепить нашу веру, мы с вами должны вот так, как Закхей, увидев Христа, изменить полностью свою жизнь. Это непросто в наше время. Это непросто при наших скоростях. Но нужно это сделать. Иначе тогда бы мы Христа не увидели. Мы не забрались бы на дерево. Христа еще нет в нашей жизни, если мы не меняемся, а чтобы измениться — вот Церковь, вот Таинства церковные. И сегодня, слава Богу, многие дети причащались, и другого пути просто нет. Тем более, если мы не изменимся духовно, конечно, ничего хорошего в нашей стране не будет. В прошлом году опять умерло больше, чем родилось. И что дальше? А ничего хорошего дальше не будет. А вокруг танки, самолеты, вражеский оскал, ненависть наших недругов. А вокруг нацизм. Поэтому без веры ничего не будет.
Вот сегодня как раз наши ребята, наши священники там постоянно бывают, может, не в том объеме, в котором требуется. Так вот сегодня на разрыв священники. Духовное слово, духовная сила, исповедь, Крещение, Святое Причастие – вот что требуется нашим воинам сегодня. Священники ездят, по 300 частиц запасных Даров берут с собой и возвращаются с пустыми сосудиками. В окопах атеистов нет. Ну и зачем нам нужна вот такая обстановка? Должна литься кровь, чтобы мы образумились наконец? Чтобы мы, наконец, поняли, где наш истинный путь? Христос — вот наше счастье, вот наша радость, вот наша надежда. Второе, конечно, нужно укрепить семью, это все взаимосвязано. Если не будет веры, не будет семьи, потому что все говорят: «Живи весело, воспитывай с детства девушек, которые должны показывать моды на подиумах, каких-то принцесс, но не матерей, не женщин многодетных». И мальчиков воспитывают непонятно как. Какое там оружие в руках?
Вот, кстати, в добровольческих отрядах 50% казаков из всех добровольцев. Сегодня казаки оказались на высоте. Так вот, в казачьих добровольческих отрядах 25% молодых людей, остальные другого возраста: 40, 45, 60, 65 лет. А в других добровольческих отрядах всего 15% молодых людей. Вот оно — потерянное поколение людей. Они ничего не умеют, и они всего боятся. Так кого мы воспитываем? Это только те, кого родили, а сколько не родили?
Третье — вызов государству. Мы должны закрепить государство. Вот читалась молитва, где говорилось: «Господи, дай разум управлять нашей власти». Молиться за них нужно и делать свое дело на своем месте. Хорошо работать на заводе, подметать улицы, учить детей, заниматься культурой и прочее. Вот чем нужно подкреплять государство.
Вот такой ответ, каков удар и по каким направлениям, по вере, по христианству, по семье и по государству. Ответ должен быть нашей верой, а вера должна быть больше и крепче. Вот когда я увижу, что с каждым годом процентов хотя бы на 10 разводов меньше, я скажу: «Господи, слава Тебе». Что происходит что-то положительное в нашей стране, когда рождаемость превысит смертность, опять будет радостно. Когда храмы будут наполняться и вы вместе с отцом Владимиром построите большой собор — будет радость.
И так, дорогие мои, общими усилиями мы воспитаем своих детей, будем крепить наши силы и, конечно, только с Богом. Отец Владимир, сердечно благодарю вас за труды! Я вижу, что здесь сложился хороший приход, и это замечательно.
Всем милости Божией! Со Христом мы победим! Аминь.