Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Всех вас, дорогие во Христе отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с наступающим великим праздником Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Только что закончился праздник Рождества Христова, и мы вместе со всей Церковью вспоминаем то величайшее событие, когда Господь наш вышел на проповедь Евангелия Нового Завета. Когда в том числе совершенно близко были Его страдания, был Его Крест, была Его Голгофа и славное, страшное Воскресение.
И вот перед этим Он решил показать пример еще одного смирения. Ведь смирением наполнено все на земле, связанное с Господом, Его рождение в скромной пещере, вертепе, положение в скромные ясли, а не в великом каком-то дворце, не в богатых одеждах и пеленах, а скромное, среди скота, с пастухами.
И вот Он приходит на Иордан и здесь вновь показывает Свое смирение. Ибо так как люди приходили принимать крещение, омываться водой от рук великого пророка Иоанна, который также назван Крестителем и Предтечей в нашей Церкви. И Господь подошел под его десницу, желая показать пример людям. Сегодня особенно вспоминается Иоанн Предтеча, ему как раз посвящено евангельское чтение на литургии. И все, что связано с Господом — это величайшая благодать и милость, но порой нам, грешным людям, эту благодать тяжело бывает воспринять. Было тяжело и тем людям, которые жили во времена Христа. Нужен был тот человек, который бы пришел перед Ним и людям сказал бы, чтобы они встречали Его. Но как встречали? Как можно подготовиться к встрече царя? Как нужно подготовиться к встрече Небесного Царя, Спасителя? Во-первых, принести покаяние в своих грехах. И как вешний знак — это было омовение в водах реки Иордан.
И сегодня, дорогие мои, мы с вами приступаем к Господу, люди, которые только что пришли в Церковь, те, кто уже давно в храме Божием, даже мы, священнослужители, приходим, чтобы получить Божью благодать, чтобы обрести Царство Небесное. Мы с вами должны постоянно готовиться внутри себя к покаянию во своих грехах и только тогда, как сказал Иоанн Предтеча: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2), вот только тогда, в связи с нашим покаянием, осознанием грехов и приблизится для нас Царство Небесное, приблизится Сам Господь.
Вот почему про святых угодников говорят: «Как же так? Ведь он святой человек, он совершал чудеса, он продолжал великие подвиги и говорит, что он великий грешник. Почему так»? Да потому что, пока мы не осознаем свои грехи, пока мы не пойдем по духовному пути, пока не коснётся нас благодать, мы совершенно не видим своих грехов, как будто все замечательно и прекрасно. И мы себя оправдываем и говорим: «Все так живут и даже еще хуже. Я даже лучше их живу». Как один замечательный проповедник привел такой пример, что грехи — это как бы закостенелая корка на нашей душе, на нашем сердце. Но когда приходит благодать, когда святая вода, благодать Господня начинает кропить эту иссохшую, закостенелую корку на нашей душе, то появляются те трещины, куда проникает свет благодати Божьей. И в этом свете мы, наконец, раньше находясь во тьме, начинаем видеть грехи. А ранее говорили, что нет никаких грехов.
Даже на Западе, в протестантской, англиканской церкви, вообще почти пропало понятие греха. Понятие уголовного преступления есть, попробуй нарушить — и сразу получишь тюремный срок. А вот понятие греха уже уходит из этого западного мира, который уже далеко не христианский по своим беззакониям, которые они совершают, разрушая семью и не только. И вот когда касается благодать Божья, сперва трескает, потом растворяется эта корка нашей очерствелой души и начинает появляться этот божественный свет, тогда мы видим все больше и больше свои грехи. Поэтому понятно, что святые, чем больше становились совершенными в своих подвигах, более приближались к Богу, говорили по-настоящему, не лукавя, не напоказ: «Я самый великий грешник».
Если сегодня мы с вами не видим, что мы грешники, оправдываем себя, как тот же проповедник отец Дмитрий Смирнов говорил, значит считайте, что мы оглохли и ослепли. Вот как глухой и слепой не слышат и не видят, точно так тот человек, который заявляет, что он безгрешный, значит, что он глухой и слепой. И чтобы прозреть и услышать, нужна великая благодать, и покаяние здесь является основой.
И, конечно же, Господь дает и освящает все, что вокруг нас, благословляет хлеб и вино на литургии, которые превращаются в Тело и Кровь Господни, освящает воду в реке Иордан Своим Крещением. И сегодня Он благословил Церкви освящать эту воду, которая становится святой. Все вокруг нас освящается по молитвам Церкви, священников и по благодати Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поэтому путь известен, к которому призывал Иоанн Предтеча, который пришел перед пришествием Христа, «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 2, 11). Поэтому пойдем только лишь вслед Христа, и только лишь все, что мы совершаем ради Христа, является спасительным в нашей даже земной жизни.
Паки и паки всех поздравляю — отцов, братьев, сестер, наше студенчество, преподавателей с этим великим праздником — Крещением Господним. Всем милости Божьей! Аминь.





