Святителя Феофилакта на Кавказской кафедре сменил Преосвященный Герман (Осецкий), викарий Харьковской Епархии. Пятый по счету Архипастырь Кавказский происходил из семью священника Ярославской епархии Кузьмы Бриллиантова. В 1847 году он окончил Ярославскую Духовную Семинарию, а в 1851 — Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия[1].

Первое его знакомство с Кавказской епархией состоялось в 1857 году, когда последовало назначение его на пост ректора Кавказской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В Ставрополе архимандрит Герман потрудился тогда всего два года. Однако даже в такой небольшой срок он успел составить себе представление о положении дел в Епархии, проходя служение под благодатным руководством святителя Игнатия Брянчанинова.

О впечатлениях Преосвященного Германа в пору ректорства его можно судить отчету уже упоминавшегося статского советника С. В. Керского, который писал: «По основным чертам своего нравственного склада воспитанники кавказской семинарии резко отличаются от того оригинального типа, который характеризует воспитанников семинарий центральных губерний России. Разница, между теми и другими происходит, главным образом, от трех факторов, влияющих на духовное развитие кавказского воспитанника: Это теплый южный климат, военная среда, в которой он вращается с юных лет, и положение его родной семьи. Климатом объясняется его живой и подвижный темперамент. Из военной среды он перенимает внешние манеры и заимствует понятия о правилах и требованиях общественной жизни. В родной семье образуются его симпатии. В воспитанниках кавказской семинарии нет того горького, разъедающего чувства недовольства и озлобления, какое обыкновенно вырабатывает тип бурсака; напротив, в них преобладает довольство настоящим и спокойный взгляд на будущее. Никаких следов антиправославного направления в них нет, нет и грубых пороков, или же последние слишком редки и исключительны. Чувство чести — главный мотив их нравственных действий. Оно оберегает их от грубых пороков и исправляет их от лени».

С 1879 года, по инициативе Преосвященного Германа, стали проходить Епархиальные съезды духовенства Кавказской епархии. Практически на каждом таком съезде рассматривались вопросы, касающиеся деятельности семинарии. Так, съезд в октябре 1880 года принял решение о необходимости учреждения в семинарии кафедры раскола.

Одновременно признали излишними кафедры татарского и калмыцкого языков, которые за тридцать лет существования «не образовали ни одного воспитанника с достаточным запасом сведений о сих языках, а вследствие сего не дали Епархии ни одного миссионера». Съезд постановил: «Просить Его Преосвященство, Преосвященнейшего Германа, ходатайствовать пред высшим начальством о закрытии кафедр калмыцкого и татарского языков при Кавказской семинарии, ассигнованную же епархией на сии кафедры сумму полностью обратить на усиление средств Ставропольского Свято-Андреевского братства, так как братство, главным образом, и преследует цели миссионерские».

10 января 1881 года, Указом Святейшего Синода №71 прекращено было преподавание в семинарии калмыцкого и татарского языков. Освободившаяся сумма — 400 рублей в год, — направлена была на усиление средств братства святого апостола Андрея Первозванного. Съезд 1880 года принял решение и об увеличении суммы, отпускаемой на содержание семинарской больницы. Правление семинарии обратилось к духовенству с просьбой об отпуске средств на приобретение материалов для переплетной мастерской. Съезд решил: на означенный предмет вносить от каждого причта ежегодно по шести копеек.

Семинария была одной из главных, но, конечно же, не единственной заботой Преосвященного Германа. Он воплотил в жизнь замыслы своего предшественника, начав издание «Кавказских епархиальных ведомостей» и благословив открытие Свято-Андреевского братства. Огромное внимание уделял Преосвященный делу проповеди христианства среди населявших Ставропольскую губернию калмыков-буддистов.

Публикуется по изданию: Прот. Павел Самойленко. История Ставропольской епархии (1843-1918) //Спб, 1999


[1] ГАСК