Задать вопрос митрополиту Кириллу

На этой странице сайта вы можете задать митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу любой вопрос, связанный с Православием или Ставропольской епархией. Обращаем Ваше внимание, что на вопросы, носящие провокационный характер, владыка не отвечает. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Ответ на вопрос может занять некоторое время в связи с загруженностью митрополита Кирилла.


Вопросов (74)

  1. Александр

    Мир Вам, владыко! Прошу Вас, как архиерея, разъяснить мне вот что. Мне интересно, а в современной жизни Русской Церкви (а это уже более 30 лет после падения атеистического диктата) возможно ли возрождение отшельничества, скитского монашества? Как решается вопрос об основании нового монастыря? Я, бывая в походах, посещал дивные по красоте места, относительно уединенные (неподалеку есть деревни). Одно из этих мест особое (или как сейчас называют «аномальная зона»), что напомнило мне о житиях некоторых святых (например, преподобного Варлаама Хутынского). И я подумал, а что мешает нашему архиерею выбрать несколько опытных иноков и предложить им основать пустыньку в таком месте? Вот с такими мыслями решил обратиться к Вам, уважаемый владыко.

    • Здравствуйте, Александр!

      Небольшие монашеские поселения в уединенных местах с более строгим порядком внутренней жизни, называемые скитами, создаются в епархиях Русской Православной Церкви и по сей день. При некоторых духовно благоустроенных монастырях с крепкими традициями существует и особая форма монашеской жизни — отшельничество, предполагающее сугубое уединение ради упражнения в молитве и богомыслии. Разновидностью отшельничества также является затворничество в пределах обители.

      Монах, прошедший искус в общежительном монастыре, утвержденный в монашеском делании, стяжавший необходимый духовный опыт и желающий большего уединения для исполнения сугубых подвигов воздержания и молитвы, может получить благословение игумена обители на жительство в некотором отдалении от прочей братии.

      То есть, монашеская жизнь в скиту является более высокой и сложной ступенью для тех, кто уже имеет определенный опыт иноческой духовной жизни и желает большего уединения от мира. Именно с желания всецелого посвящения себя Богу и должен начинаться монашеский скит, а не с красивых мест и «аномальных зон».

      Основателями отшельнического образа жизни являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий, истоком русского пустынножительства стала отшельническая жизнь преподобного Антония Печерского. Но разве они шли в поисках красивых мест и любования природой? Нет, они бежали от суетного мира с его грехами и соблазнами, желали уединения, пребывали в непрестанном посте и молитве.

      Помощи Божией!

  2. Марина

    У меня к вам такой вопрос: я бы хотела покрестить своих детей, но за это у нас нужно платить. Хотелось бы узнать, если человек хочет принять веру, а финансовой возможности нет, как быть? А крещение стоит 1000 рублей. Это так везде, что за принятие веры нужно платить?

    • Здравствуйте, Марина!

      Ни в одном из храмов Вам не откажут в совершении таинства Крещения из-за отсутствия средств. Ни деньги, ни что иное не может быть препятствием к принятию православной веры. Нужно просто подойти к священнику, объяснить ситуацию, и батюшка совершит таинство без какой-либо платы. Даю Вам телефон клирика нашей епархии священника Владислава Гончарова, который совершит Крещение детей: +7 961 494 55 48.

      Хочу сказать и о том, что обязательно нужно для Крещения. Необходимым условием для совершения таинства является православная вера. В Евангелии мы читаем: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Вера желающего креститься (при крещении младенцев таинство совершается по вере их родителей и крестных) должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Священного Писания, в исповедании Символа веры.

      Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в таинстве также не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

      Поэтому перед совершением таинства Крещения необходимо посетить огласительные беседы в Вашем храме и постараться прочитать хотя бы одно из Евангелий.

      Божией помощи Вам!

  3. Елена.

    Здравствуйте. Я — православная верующая, мать. Недавно мой сын (ему 17 лет) признался мне, что является геем и что имел отношения с некоторыми парнями. Я бы хотела узнать, как это можно вылечить и что мне теперь делать? Спасибо.

    • Здравствуйте, Елена!

      Человек подвержен различным страстям, и описываемый Вами случай — один из примеров греховнойзависимости. Любой грех – это не норма, а искажение человеческой природы. Церковь смотрит на грех именно как на болезнь, которая может быть исцелена верой в Бога, покаянием и молитвой.

      Чтобы победить такой грех (а Церковь смотрит на такие проявления как на тяжкий грех), человеку нужно очень сильное желание измениться, а окружающим – желание помочь ему.

      Мне приходилось слышать мнение известных психологов о том, что поведение людей, у которых наблюдается влечение к своему же полу, напоминает массовую истерию униженных и отверженных. Грешному человеку, также как и больному, в первую очередь требуется сострадание. Поэтому постарайтесь найти максимальный контакт с сыном – ведь он по-прежнему Ваше чадо, не следует из-за греховной страсти «отрекаться» от него. Человека надо любить, но грех его ни в коем случае принимать нельзя.

      Помогай Господь Вам и Вашему сыну!

  4. Евгений

    Добрый день, есть несколько важных вопросов. В церкви, куда хожу, есть штат священников, но нет их расписания, кто когда служит, скажите это нормально? Вопрос касается исповеди, ведь желательно ходить на исповедь к одному человеку, не распылятся на всех. Заметил, что и прихожане ходят то к одному, то к другому, не знают кто будет на службе. Скажите есть такая проблема? Или ошибаюсь, вразумите. Или тут нужно лично договариваться, звонить каждый раз узнавать, когда придти исповедоваться? И скажите про малакию, если человек уже ходит несколько лет в церковь, какую епитимью накладывают? Просто мне дают за этот грех 2 недели. Просто уточняю, нормально ли это в наше время и догматично? Бог в помощь.

    • Добрый день, Евгений!

      1. В каждом храме по-разному организовано информирование прихожан о предстоящих богослужениях: где-то просто вывешивают расписание с указанием дней и времени совершения богослужений, а в некоторых приходах его дополняют указанием служащего и требного клириков. Решение об этом принимает настоятель храма. Если Вам и другим прихожанам храма важно знать, кто будет служить в тот или иной день, то следует подойти к настоятелю и попросить его по возможности указывать эту информацию в расписании богослужений.

      2. Отвечая на другую часть Вашего вопроса о том принципиально ли ходить на исповедь к одному и тому же священнику, хочу провести здесь аналогию с медициной. Если мы знаем одного хорошего доктора, то стараемся ходить именно к нему. Со временем он знает обо всех хронических болезнях человека, о непереносимости каких-либо лекарств и так далее. Точно также и духовник – конечно, следует стараться ходить на исповедь к одному и тому же священнику, если это возможно. Если не получается постоянно исповедоваться у одного священника, которого вы считаете своим духовником, то допустимо пойти на исповедь и к любому другому батюшке. Например, в многоштатных приходах у священников есть определенная череда кто в какой день выходит на исповедь. В любом случае следует помнить главное – в храм мы идем к Богу, к Нему обращаемся в своих молитвах и от Него получаем просимое. Священник не должен подменять собой Господа, а наоборот, своей пастырской деятельностью вести человека к Богу. Нередко приходится видеть, как верующие начинают «бегать» за батюшкой, буквально преследуя его. Это неверная традиция.

      3. За совершение определенных грехов действительно предполагается епитимья. Следует помнить, что епитимья не считается удовлетворением Бога за грехи, и ее можно не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. В настоящее время епитимья духовниками налагается редко и в основном на тех, кто упорствует в каком-то грехе, и если священник убежден, что епитимья не приведет ни к отчаянию, ни к лености и нерадению. Наложенная епитимья не может быть сверх возможностей человека. Степень и продолжительность епитимьи должна быть обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника.

      Помогай Вам Господь!

  5. Дмитрий

    Здравствуйте, уважаемый владыка. У меня вопрос: могут ли крёстные ребёнка (крёстный отец и крёстная мать) создать семью не имея кровных связей. Спасибо.

    • Здравствуйте, Дмитрий!

      На последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в конце 2017 года, был принят документ «О канонических аспектах церковного брака». В нем, в частности, была закреплена норма, согласно которой браки между восприемниками (крестными родителями) могут совершаться по благословению епархиального архиерея.

      Это постановление основывается на указе Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года, который отрицает духовное родство между кумом и кумой в связи с тем, что канонически действительное восприемничество возникает лишь между крестником и его крестным отцом и соответственно между крестницей и ее крестной матерью. То есть, древняя Церковь знала лишь восприемничество лиц одного пола с крещаемым.

      Для разрешения вашего вопроса необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею с прошением о благословении на церковный брак. Опишите в прошении ситуацию и приложите копии документа о государственной регистрации брака и свидетельство о крещении ребенка, в котором вы указаны крестными.

  6. Владислав

    Добрый день, уважаемый владыка! В одном из храмов епархии я увидел перемещение подсвечников от святых образов в специально обустроенные для этого места, сверху ограниченные сводами (по всей видимости, для устранения воздействия продуктов горения свеч на стены и роспись храма). Таким образом, у верующих нет возможности поставить свечу непосредственно перед святой иконой во время молитвенного обращения к ее образу. Ответьте пожалуйста, является ли это допустимым в православном храме? Данный вопрос возник не случайно, поскольку ни я, ни другие из моих знакомых православных христиан такого не наблюдали не только в храмах нашей епархии, но и за ее пределами, в частности, в Москве и данный факт вызывает у нас беспокойство.

    • Здравствуйте, Владислав!

      Располагать подсвечники не перед иконами, а в специальных местах – это традиция греческой Церкви. Там, как правило, подсвечники расположены в притворе храма и оборудованы хорошей вытяжкой. И это место является единственным, где можно поставить свечи в греческом храме. Если Вы будете в Москве в Покровском женском монастыре, где почивают мощи блаженной Матроны Московской, или на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, или в Иоанновском женском монастыре на Карповке, то увидите подсвечники, стоящие прямо на улице возле храмов.

      Для того, чтобы лучше понять проблематику вопроса, хочу пояснить что свеча – это одна из форм жертвы верующего человека Богу. Поскольку свеча приобретается за определенные средства, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его. Самое главное — это не место, в котором возжигает свеча, а вера человека и молитва к Богу и его святым угодникам.

  7. Татьяна

    Добрый день. Я бы хотела узнать, разрешено ли православным делать биометрические загранпаспорта и сдавать отпечатки пальцев? Спасибо.

    • Здравствуйте, Татьяна!

      Священное Писание и каноны Церкви не содержат запретов на подобные процедуры, поэтому сразу говорю, что получение заграничного паспорта с биометрическими данными человека, как и дактилоскопирование грехом не являются.

      По затронутой Вами проблеме хочу сказать, что Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви еще в 2013 году в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» отметил, что существует «…обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями».

      Поэтому Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности.

      В Российской Федерации получение заграничного паспорта с биометрическими данными человека, как и дактилоскопирование – являются процедурами добровольными для гражданина. Также следует помнить, что сохраняется возможность получения заграничного паспорта старого образца (без биометрических данных).

  8. Марина

    Здравствуйте. Я русская, крещеная в Русской Православной Церкви, мой будущий муж армянин, тоже крещеный в РПЦ. Мы хотим обвенчаться. Его семья категорически против венчания в РПЦ, настаивает на венчании в Армянской церкви. Подскажите, будет ли брак считаться действительным и не будет ли считаться грехом?

    • Здравствуйте, Марина!
      Вы и Ваш будущий супруг являетесь членами Православной Церкви, так как приняли Таинство Крещения в православном храме. Соответственно и дальнейшую духовную жизнь надо продолжать там, где Вы духовно родились.

      Венчаться в православном храме – единственный возможный вариант даже в том случае, когда родственники против этого. Рекомендую проявить настойчивость и обвенчаться в храме Русской Православной Церкви.

  9. Людмила

    Благословите, владыко! Разъясните пожалуйста, в алтаре на престоле находится Антиминс, выносится ли он из алтаря для поклонения и целования прихожанам? Так же всегда ли должен быть горящим семисвечник во время богослужения или не обязательно? Спасибо!

    • Здравствуйте, Людмила!

      Антиминс — это четырёхугольный плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа. В него вшита частица мощей какого-либо православного мученика. Также антиминс является своего рода документом, разрешающим совершение Литургии в конкретном храме – на нем содержится надпись, когда и для какого храма он освящен, а также стоит подпись епископа. Антиминс должен постоянно находится в алтаре на престоле и выносится для поклонения верующих он не может.

      Семисвечник, который устанавливается в алтаре за престолом, в соответствии с богослужебной традицией Русской Православной Церкви во время богослужения должен зажигаться. При этом в других Поместных Церквях существуют незначительные отличия, которые заключаются лишь во время зажигания свечей или лампад на нем.

  10. Галина

    Благословите, владыка! Я давно в разводе (почти 6 лет), вокруг мужчин достаточно, но без серьезных намерений, а мне хочется семью, хочется детей! Достаточно много посещала православные сайты по различным вопросам и «наткнулась» на молитвы по соглашению. Пошла в храм рядом с домом, поговорила с батюшкой, и он мне сказал начать с малого: утренние и вечерние молитвы. Молюсь, соблюдаю пост, читаю много литературы православной, узнаю жития святых, к молитвам добавляю другие молитвы, хочется больше и больше молится. Но я не для того молюсь, чтобы быстрее выйти замуж! Я знаю, что грех на мне большой и мне нужно вымолить его, душит он меня! Я знаю, что мне ещё трудиться и трудиться! Но я всё таки ещё хочу молиться по соглашению и узнала, что в Ставрополе существуют молитвы эти. Хочу принять участие, чтение акафистов происходит в г. Болгар Владимиром Головиным. Я хочу просить у Вас совета, могу ли я туда обратиться или лучше мне обратиться в наш храм, что для этого нужно, куда обратиться? Вы простите, если я некорректно задала вопрос!

    • Здравствуйте, Галина!

      Мне кажется, что приходской священник дал вам очень хороший совет – начать с малого и самого простого. В своей жизни человек всему начинает учиться с малого – дети с простых азов изучают в школе грамматику и арифметику, спортсмены тоже не поднимают сразу тяжелую штангу, танцоры и музыканты сначала разучивают простые номера, а потом более сложные. Ежедневно молиться утром и вечером, читать Священное Писание, стараться соблюдать посты, и, хотя бы один раз в неделю, по воскресеньям, посещать храмовое богослужение – вот с чего следует начинать церковную жизнь.

      Если говорить о практике молитв по соглашению, то я не одобряю ее в том виде, в каком ее пропагандирует протоиерей Владимир Головин. И вот почему: мне кажется, что за всем этим мы забываем о самой главной совместной молитве, которая уже много веков совершается в Церкви – это Божественная литургия. Слово «литургия» с греческого языка так и переводится – общее дело, то есть это молитва не только священника, совершающего службу, но всех верных православных христиан участвующих в ней. Под участием в Литургии я понимаю не просто присутствие в храме во время богослужения, но причастие из общей для всех верующих чаши Святых Тела и Крови Господних.

      Не нужно искать святости и чудес где-то далеко от дома, когда рядом с нами, в каждом православном храме, совершается самое великое из чудес – Таинство Евхаристии, во время которого по молитве Церкви и действием благодати Святого Духа обычные продукты человеческого труда, хлеб и вино, пресуществляются в истинные Тело и Кровь Господни.

      Помощи Божией вам и благословение!

  11. Виктор

    Благословите, владыка! У меня такой вопрос, могу ли я поступить в духовную семинарию, если был судим за кражу, но не был в тюремном заключении.

    • Здравствуйте, Виктор!

      Каждый поступающий в духовную школу должен предоставить рекомендацию приходского священника, который знает его не менее трех лет. Если священник будет ходатайствовать за конкретного человека, то, конечно, мы рассмотрим возможность его обучения в семинарии.

  12. Наталья

    Добрый день, владыка. Подскажите пожалуйста, есть ли в Ставрополе иконописная или реставрационная мастерская. Мне нужно отреставрировать икону. Спасибо заранее.

    • Здравствуйте, Наталья!

      Реставрация икон – кропотливая и очень тонкая работа. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо обратиться к профессионалам, которые при восстановлении образа будут строго соблюдать технологический процесс и в совершенстве владеть искусством иконописи и реставрации.

      Согласно определения Священного Синода Русской Православной Церкви в Ставропольской епархии введена должность епархиального древлехранителя, в компетенцию которого входит, в том числе, рассмотрение вопросов о направлении на реставрацию икон. Хочу подчеркнуть, что епархиальный древлехранитель может только проконсультировать о целесообразности реставрации, а также порекомендовать конкретные реставрационные мастерские.

      Епархиальный древлехранитель Ставропольской и Невинномысской епархии – священник Давид Хурумов, клирик Казанского кафедрального собора. Вы можете обратиться к нему за консультацией.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*