Задать вопрос митрополиту Кириллу

На этой странице сайта вы можете задать митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу любой вопрос, связанный с Православием или Ставропольской епархией. Обращаем Ваше внимание, что на вопросы, носящие провокационный характер, владыка не отвечает. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Ответ на вопрос может занять некоторое время в связи с загруженностью митрополита Кирилла.


Вопросов (86)

  1. Дмитрий

    Здравствуйте, уважаемый владыка. У меня вопрос: могут ли крёстные ребёнка (крёстный отец и крёстная мать) создать семью не имея кровных связей. Спасибо.

    • Здравствуйте, Дмитрий!

      На последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в конце 2017 года, был принят документ «О канонических аспектах церковного брака». В нем, в частности, была закреплена норма, согласно которой браки между восприемниками (крестными родителями) могут совершаться по благословению епархиального архиерея.

      Это постановление основывается на указе Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года, который отрицает духовное родство между кумом и кумой в связи с тем, что канонически действительное восприемничество возникает лишь между крестником и его крестным отцом и соответственно между крестницей и ее крестной матерью. То есть, древняя Церковь знала лишь восприемничество лиц одного пола с крещаемым.

      Для разрешения вашего вопроса необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею с прошением о благословении на церковный брак. Опишите в прошении ситуацию и приложите копии документа о государственной регистрации брака и свидетельство о крещении ребенка, в котором вы указаны крестными.

  2. Алексей

    Здравствуйте, уважаемый владыка! Есть такое выражение: «Выпрошенный крест — самый тяжелый». Не могли бы вы разъяснить его значение? И как это выражение связано с евангельской притчей о неотступной вдове и неправедном судье (Лк. 18, 2-8)? Благодарю за ответ!

    • Здравствуйте, Алексей!
      Понять это выражение можно следующим образом. Бог попускает нам нести крест в соответствии с нашими силами и возможностями. Иногда люди просят у Бога вещи тленные, земные, которые не могут вести их ко спасению. Часто это бывает по причине гордыни или завышенной самооценки. Тогда Бог может исполнить нашу просьбу, после которой выпросившему становится ещё хуже, чем было, и он жалеет, что об этом просил.

      Что касается притчи о «неправедном судье» (Лк. 18, 2-8), то в ней Господь говорит, что верующий должен молиться и твердо верить в возможность получения просимого, своими делами сделаться достойным того, то есть стать как бы избранным, и никогда не унывать, если просимое не скоро дается. Сказываю вам, – говорит Христос, – что подаст им защиту вскоре.

      Должно всегда молиться, сказал Христос. Но как молиться, с каким чувством приступать к молитве – это указано в следующей притче о фарисее и мытаре.

  3. Наталья

    Добрый день, владыко! Подскажите пожалуйста, монахов какого монастыря можно попросить помолиться о самоубийцах? Мне сказали поискать на сайте http://www.patriarchia.ru, но я там ничего не нашла. Спасибо заранее за ответ.

    • Здравствуйте, Наталья!
      Самоубийство это страшная трагедия и духовная катастрофа совершившего его человека, и огромная боль, тяжелая рана для его родственников и близких. Согласно 14-му правилу святителя Тимофея Александрийского, за самоубийц не может быть приношения в Церкви. И вам в первую очередь молиться за самоубийцу нужно келейно, то есть в домашних условиях. Церковная молитва за человека, совершившего суицид, запрещена, но келейная молитва возможна. Также существует Канон о самовольне жизнь свою скончавших, написанный митрополитом Вениамином (Федченковым). Он тоже читается келейно. На чтение всех этих молитв нужно взять благословение у духовника, а за неимением его — у священника.

  4. Владислав

    Добрый день, уважаемый владыка! В одном из храмов епархии я увидел перемещение подсвечников от святых образов в специально обустроенные для этого места, сверху ограниченные сводами (по всей видимости, для устранения воздействия продуктов горения свеч на стены и роспись храма). Таким образом, у верующих нет возможности поставить свечу непосредственно перед святой иконой во время молитвенного обращения к ее образу. Ответьте пожалуйста, является ли это допустимым в православном храме? Данный вопрос возник не случайно, поскольку ни я, ни другие из моих знакомых православных христиан такого не наблюдали не только в храмах нашей епархии, но и за ее пределами, в частности, в Москве и данный факт вызывает у нас беспокойство.

    • Здравствуйте, Владислав!

      Располагать подсвечники не перед иконами, а в специальных местах – это традиция греческой Церкви. Там, как правило, подсвечники расположены в притворе храма и оборудованы хорошей вытяжкой. И это место является единственным, где можно поставить свечи в греческом храме. Если Вы будете в Москве в Покровском женском монастыре, где почивают мощи блаженной Матроны Московской, или на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, или в Иоанновском женском монастыре на Карповке, то увидите подсвечники, стоящие прямо на улице возле храмов.

      Для того, чтобы лучше понять проблематику вопроса, хочу пояснить что свеча – это одна из форм жертвы верующего человека Богу. Поскольку свеча приобретается за определенные средства, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его. Самое главное — это не место, в котором возжигает свеча, а вера человека и молитва к Богу и его святым угодникам.

  5. Татьяна

    Добрый день. Я бы хотела узнать, разрешено ли православным делать биометрические загранпаспорта и сдавать отпечатки пальцев? Спасибо.

    • Здравствуйте, Татьяна!

      Священное Писание и каноны Церкви не содержат запретов на подобные процедуры, поэтому сразу говорю, что получение заграничного паспорта с биометрическими данными человека, как и дактилоскопирование грехом не являются.

      По затронутой Вами проблеме хочу сказать, что Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви еще в 2013 году в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» отметил, что существует «…обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями».

      Поэтому Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности.

      В Российской Федерации получение заграничного паспорта с биометрическими данными человека, как и дактилоскопирование – являются процедурами добровольными для гражданина. Также следует помнить, что сохраняется возможность получения заграничного паспорта старого образца (без биометрических данных).

  6. Марина

    Здравствуйте. Я русская, крещеная в Русской Православной Церкви, мой будущий муж армянин, тоже крещеный в РПЦ. Мы хотим обвенчаться. Его семья категорически против венчания в РПЦ, настаивает на венчании в Армянской церкви. Подскажите, будет ли брак считаться действительным и не будет ли считаться грехом?

    • Здравствуйте, Марина!
      Вы и Ваш будущий супруг являетесь членами Православной Церкви, так как приняли Таинство Крещения в православном храме. Соответственно и дальнейшую духовную жизнь надо продолжать там, где Вы духовно родились.

      Венчаться в православном храме – единственный возможный вариант даже в том случае, когда родственники против этого. Рекомендую проявить настойчивость и обвенчаться в храме Русской Православной Церкви.

  7. Николай

    Здравствуйте, владыка! Недавно присутствуя на богослужении в храме РПЦ услышал то, что немного смутило меня. В Символе веры отчетливо услышал добавление: «и в Духа Святаго Господа истинно животворящего…» Мне объяснили что некоторые вопросы на приходе настоятель вправе решать сам. Это касается ряда вопросов, таких как богослужение, административная и хозяйственная деятельность прихода. Сославшись на нашу неграмотность в таких серьезных вопросах, мне посоветовали не лезть в эти дела, священнослужитель все равно лучше нас знает эти вопросы — «лучше нам скудоумным не лезть без благословения в эти дела зная свое место». Вроде бы я и не против предложенного высказывания, но слышал, что Символ веры — это один из основных текстов вероучения Церкви. Это вызывает вопрос, допустимы ли такие изменения или действительно лучше не касаться данных вопросов? Главное от нас — это молитва и участие в службах, просто что-то нам не понятно, да и не дано знать.

    • Здравствуйте, Николай!

      Возможно, эта ошибка была допущена случайно или Вам все-таки послышалось. Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на первом и втором Вселенских Соборах. Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина или догмат нашей православной веры. Следовательно, изменение Символа веры недопустимо. Если Символ веры за богослужением в этом храме искажается постоянно, прошу сообщить адрес данного прихода.

  8. Александр

    Здравствуйте!
    1. Почему свойственность при невенчанном браке приравнивается к кровному родству?
    2. Являются ли бывшие супруги свойственниками если брак не был венчанный и они давно в разводе?
    3. Являются ли в таком случае свойственниками их родственники? Если да, то кто и почему?
    4. Зачем Бог дает любовь, проверенную разлукой более 10 лет «cвoйcтвeнникам» по невенчанному браку, когда им невозможно быть вместе исходя из соответствующей степени родства по свойству, о котором они узнали значительно позже возникновения чувств в силу различных жизненных обстоятельств и как им жить с этим дальше?
    5. Почему Церковь разрешала близкородственные браки внутри царской семьи с венчанием, что с позиции вырождения по биологическим законам недопустимо, в то время как Церковь запрещает брак среди свойственников, где нет генетического родства, и какие ограничения и почему есть с позиции веры, если брак родственников этих «свойственников», если я их правильно так называю, был невенчанным.

    PS. Прошу понять и разъяснить, что я не понимаю ибо мне кажется, что тут есть разночтения, если не двойные стандарты.

    • Здравствуйте, Александр!

      В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы. По сложившейся практике священник совершает Таинство Брака только после того, как будет оформлен гражданский брак в органах ЗАГС. Православная Церковь признает гражданский брак исходным моментом создания семьи. Помимо абсолютных препятствий к браку, существуют так называемые условные препятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена – одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1 степени свойства, невестка и деверь – во 2, племянник мужа и племянница жены – в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа – в 7 степени.

      Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, состоящими в 4 степени родства, но и в 4 степени бокового свойства. Указом Святейшего Синода от 19 января 1810 г. безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распространился лишь до 4-й степени (в соответствии с 54 правилом Трулльского Собора).

      Что касается браков царской семьи, то церковным канонам они не противоречили, т.к. 19 января 1810 г. Святейший Синод издал указ, согласно которому безусловно запрещались и подлежали расторжению браки, заключенные между лицами, состоящими в 4 степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5 и 7 степенях не только не расторгались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиального архиерея.

  9. Людмила

    Благословите, владыко! Разъясните пожалуйста, в алтаре на престоле находится Антиминс, выносится ли он из алтаря для поклонения и целования прихожанам? Так же всегда ли должен быть горящим семисвечник во время богослужения или не обязательно? Спасибо!

    • Здравствуйте, Людмила!

      Антиминс — это четырёхугольный плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа. В него вшита частица мощей какого-либо православного мученика. Также антиминс является своего рода документом, разрешающим совершение Литургии в конкретном храме – на нем содержится надпись, когда и для какого храма он освящен, а также стоит подпись епископа. Антиминс должен постоянно находится в алтаре на престоле и выносится для поклонения верующих он не может.

      Семисвечник, который устанавливается в алтаре за престолом, в соответствии с богослужебной традицией Русской Православной Церкви во время богослужения должен зажигаться. При этом в других Поместных Церквях существуют незначительные отличия, которые заключаются лишь во время зажигания свечей или лампад на нем.

  10. Галина

    Благословите, владыка! Я давно в разводе (почти 6 лет), вокруг мужчин достаточно, но без серьезных намерений, а мне хочется семью, хочется детей! Достаточно много посещала православные сайты по различным вопросам и «наткнулась» на молитвы по соглашению. Пошла в храм рядом с домом, поговорила с батюшкой, и он мне сказал начать с малого: утренние и вечерние молитвы. Молюсь, соблюдаю пост, читаю много литературы православной, узнаю жития святых, к молитвам добавляю другие молитвы, хочется больше и больше молится. Но я не для того молюсь, чтобы быстрее выйти замуж! Я знаю, что грех на мне большой и мне нужно вымолить его, душит он меня! Я знаю, что мне ещё трудиться и трудиться! Но я всё таки ещё хочу молиться по соглашению и узнала, что в Ставрополе существуют молитвы эти. Хочу принять участие, чтение акафистов происходит в г. Болгар Владимиром Головиным. Я хочу просить у Вас совета, могу ли я туда обратиться или лучше мне обратиться в наш храм, что для этого нужно, куда обратиться? Вы простите, если я некорректно задала вопрос!

    • Здравствуйте, Галина!

      Мне кажется, что приходской священник дал вам очень хороший совет – начать с малого и самого простого. В своей жизни человек всему начинает учиться с малого – дети с простых азов изучают в школе грамматику и арифметику, спортсмены тоже не поднимают сразу тяжелую штангу, танцоры и музыканты сначала разучивают простые номера, а потом более сложные. Ежедневно молиться утром и вечером, читать Священное Писание, стараться соблюдать посты, и, хотя бы один раз в неделю, по воскресеньям, посещать храмовое богослужение – вот с чего следует начинать церковную жизнь.

      Если говорить о практике молитв по соглашению, то я не одобряю ее в том виде, в каком ее пропагандирует протоиерей Владимир Головин. И вот почему: мне кажется, что за всем этим мы забываем о самой главной совместной молитве, которая уже много веков совершается в Церкви – это Божественная литургия. Слово «литургия» с греческого языка так и переводится – общее дело, то есть это молитва не только священника, совершающего службу, но всех верных православных христиан участвующих в ней. Под участием в Литургии я понимаю не просто присутствие в храме во время богослужения, но причастие из общей для всех верующих чаши Святых Тела и Крови Господних.

      Не нужно искать святости и чудес где-то далеко от дома, когда рядом с нами, в каждом православном храме, совершается самое великое из чудес – Таинство Евхаристии, во время которого по молитве Церкви и действием благодати Святого Духа обычные продукты человеческого труда, хлеб и вино, пресуществляются в истинные Тело и Кровь Господни.

      Помощи Божией вам и благословение!

  11. Виктор

    Благословите, владыка! У меня такой вопрос, могу ли я поступить в духовную семинарию, если был судим за кражу, но не был в тюремном заключении.

    • Здравствуйте, Виктор!

      Каждый поступающий в духовную школу должен предоставить рекомендацию приходского священника, который знает его не менее трех лет. Если священник будет ходатайствовать за конкретного человека, то, конечно, мы рассмотрим возможность его обучения в семинарии.

  12. Наталья

    Добрый день, владыка. Подскажите пожалуйста, есть ли в Ставрополе иконописная или реставрационная мастерская. Мне нужно отреставрировать икону. Спасибо заранее.

    • Здравствуйте, Наталья!

      Реставрация икон – кропотливая и очень тонкая работа. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо обратиться к профессионалам, которые при восстановлении образа будут строго соблюдать технологический процесс и в совершенстве владеть искусством иконописи и реставрации.

      Согласно определения Священного Синода Русской Православной Церкви в Ставропольской епархии введена должность епархиального древлехранителя, в компетенцию которого входит, в том числе, рассмотрение вопросов о направлении на реставрацию икон. Хочу подчеркнуть, что епархиальный древлехранитель может только проконсультировать о целесообразности реставрации, а также порекомендовать конкретные реставрационные мастерские.

      Епархиальный древлехранитель Ставропольской и Невинномысской епархии – священник Давид Хурумов, клирик Казанского кафедрального собора. Вы можете обратиться к нему за консультацией.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*