Задать вопрос митрополиту Кириллу

На этой странице сайта вы можете задать митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу любой вопрос, связанный с Православием или Ставропольской епархией. Обращаем Ваше внимание, что на вопросы, носящие провокационный характер, владыка не отвечает. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Ответ на вопрос может занять некоторое время в связи с загруженностью митрополита Кирилла.


Вопросов (56)

  1. Дарья

    Благословите, владыка! У меня к вам вопрос, может ли человек после тюремного заключения, если он был невиновен, поступить в духовную семинарию?

    • Добрый день, Дарья!

      В вашем вопросе есть противоречие – человек не виновен, но был в тюремном заключении. Конечно, я допускаю, что могли осудить действительно невиновного человека из-за клеветы или, спровоцировав на совершение противоправного действия, но факт наличия судимости трудно интерпретировать как невиновность.

      Касательно возможности поступления в духовную семинарию человека, который отбывал тюремное заключение, могу сказать следующее. Всякий поступающий в духовную школу рассматривается как потенциальный кандидат в священный сан, к принятию которого имеется ряд канонических препятствий. То есть, если человек был осужден за убийство, за доведение другого лица к самоубийству, а также такие безнравственные деяния как изнасилование, распространение наркотиков (от передозировки которыми тоже умирает очень много людей) и другие преступления, то он уже не сможет стать священнослужителем, и возникает вопрос о целесообразности его обучения.

      Но при этом каждый конкретный случай необходимо очень тщательно рассматривать в индивидуальном порядке. Также хочу напомнить, что поступающий в духовную школу должен предоставить рекомендацию приходского священника, который знает его не менее трех лет. Если священник будет ходатайствовать за конкретного человека, то, конечно, мы рассмотрим возможность его обучения в семинарии.

  2. Павел

    Благословите, владыка! У нас такой вопрос: хотим крестить дочку. Зовут её Аглая.
    В святцах насколько мы смотрели именно Аглаи нет, но в разных источниках есть святая Аглаида. В разных церквях тоже единого мнения нет. В одной говорят, что таким именем крестить нельзя, в другой говорят, что можно и проблем нет. Разъясните пожалуйста как нам быть, можем ли мы крестить таким именем (Аглаида) или нет?

    • Здравствуйте, Павел!

      Да, действительно в святцах нет имени Аглая. В Церкви существует традиция наречения при Крещении имен прославленных Церковью святых. Оно имеет глубокий смысл. Во-первых, возникает духовная связь между человеком и его святым покровителем, когда человек молится своему святому. Во-вторых, житие этого святого должно служить духовно-нравственным примером христианской жизни для человека. Наличие или отсутствие какого-либо имени в святцах никак не влияет на благодатность Таинства Крещения и на отношение Бога к человеку, которого этим именем нарекли.

      Вы можете без всяких сомнений крестить свою дочь с именем в честь святой мученицы Аглаиды, которая и станет ее небесной покровительницей.

  3. Светлана

    Благословите, владыка! У меня такой вопрос: можно ли проводить соборование человеку в коме? Дело в том, что 20 января умерла моя мама, до этого 8 дней пролежав в коме. Мы (дети) дважды обращались к настоятелю Степновского храма отцу Андрею соборовать нашу маму, он нам отказал. Прав ли он?

    • Добрый день, Светлана!

      Человек должен участвовать в церковных Таинствах, будучи в здравом уме, то есть должен понимать и осознавать, что с ним делают. Также участие в любом Таинстве должно быть добровольным и непринужденным. А как получить согласие собороваться у человека, находящегося в коме?

      Кроме того, Таинство Елеосвящения (соборование) имеет покаянный характер. От человека, участвующего в нем, требуется раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. Поэтому вновь задаю вопрос, хочет ли человек каяться в грехах?

      Исключение может быть сделано в том случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных Таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках. В любом случае, возможность совершения над ним Таинства Елеосвящения оставляется на усмотрение священника.

  4. Денис

    Доброго времени суток, владыка! Хочу у вас спросить, при каком монастыре в Ставропольском крае можно поработать трудником? Хочу испытать себя, смогу ли я стать монахом, хочу послужить Богу и искоренить свои пороки страсти и прочее. В миру у меня не получается сосредоточиться на духовном. Да и замкнутый я человек, не общительный, поэтому трудно в миру приходится. В монастыре же есть возможность без суеты сосредоточиться на духовных аспектах. Я поработал бы несколько лет в монастыре и проверил себя.

    • Добрый день, Денис!

      Ваше желание испытать себя и попробовать пожить в монастыре похвально. Но хочу сказать о распространенной сегодня мысли, что уйдя от мира легче спастись. Многие люди рассуждают так: в миру много зла и соблазнов, уйду в монастырь – там все верующие, поэтому искушений будет меньше. Так размышляют те, кто пытается в своих личных духовных проблемах винить других людей или внешние обстоятельства. Конечно, причиной всему гордость человеческая, которая мешает разглядеть бревно в собственном глазу и вынуть его.

      Так же хочу напомнить слова апостола Павла о том, что «наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной» (Еф.6,12). Можно хоть убежать от искушающих и мещающих спасению людей хоть в леса, хоть в горы, но те злые духи, которые овладевают человеком и являются источником его духовных проблем, будут с нами в любом уединенном месте.

      Для того, чтобы пожить и потрудиться в монастыре рекомендую вам следующие мужские обители Ставропольской епархии:
      — мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Адрес: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка. Настоятель – игумен Афанасий (Гриценко).
      — монашеская община при архиерейском подворье храма Петра и Павла. Адрес: Ставропольский край, Петровский район, г. Светлоград, Телеграфная улица, 116Б. Настоятель – иеромонах Кирилл (Никитин).

  5. Антонина

    Владыка, благословите! Уже более 10 лет мучаюсь одним вопросом, но только я сама в этом виновата, потому что сама не смогла его разрешить правильно. Подскажите, есть мне спасение? Более 10 лет назад распался наш с бывшим мужем венчанный брак по банальной причине нынешнего течения жизни молодежи — не сошлись характером, молоды были. Степень серьёзности венчания не оценивала на момент выхода замуж, за что мне и воздалось (бесплодие, онкозаболение), сейчас понимаю, спустя время, за что и для чего мне это. Знаю, что нет «обряда развенчивания», но можно ли такой брак считать окончившимся с Вашей милости и милости Божьей? Что для этого нужно? Спаси Бог Вас.

    • Здравствуйте, Антонина!

      В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы:

      — отпадение одного из супругов от Православия;
      — прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки;
      — вступление одного из супругов в новый брак;
      — неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
      — заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
      — медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
      — безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет;
      — злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
      — совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
      — надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
      — неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

      Вам следует обратиться к духовнику, чтобы он исследовал конкретный случай и вынес свое решение, на основании которого правящий архиерей будет рассматривать вопрос о признании церковного брака утратившим каноническую силу. Затем вам может быть выдано свидетельство о признании брака утратившим каноническую силу и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым браком. Виновной стороне такая возможность также может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии.

  6. Елизавета

    Добрый день, мы с моим молодым человеком вместе уже 5 лет, 2 из них живем вместе. По объективным причинам я не имею права регистрировать брак в ЗАГСе. Недавно были помолвлены. Есть ли возможность нам обвенчаться?

    • Здравствуйте, Елизавета!

      Православная Церковь признает гражданский брак (оформленный в ЗАГСе) исходным моментом создания семьи. Как и времена первых христиан, сегодня Церковь не отменяет и не нарушает государственных законов, и призывает своих верных чад регистрировать брак в ЗАГСе, тем самым проявляя свое гражданское послушание.

      Традиционно венчание совершается после государственной регистрации брака. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Ни о какой-либо ответственности по отношению к браку, присутствующей у людей, живущих в «гражданском браке», говорить невозможно. Ее просто нет.

      Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается в исключительных случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна.

      Для разрешения вашего вопроса необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею с прошением о благословении на совершение венчания без государственной регистрации брака. Опишите в прошении ситуацию и приложите, по возможности, копии документов, подтверждающих невозможность заключения государственного брака в настоящее время.

  7. Любовь

    Благословите, владыка! Жизнь моя требует подведения итогов. По многим параметрам она состоялась. Но в духовном плане она была столь неординарной, что доверить её анализ и подведение итогов мне, увы, некому. Все мои попытки найти духовника в течение почти 30 лет ни к какому результату не привели. Сейчас положение дел моих таково, что я ограничена в перемещениях по состоянию здоровья. Финансово я тоже не состоятельна настолько, чтобы оплачивать вызовы на дом священнослужителя. Однако неразрешённые вопросы меня тревожат. Но они не такого порядка, чтобы задавать их публично на общедоступных сайтах, где тексты сообщений может читать любой заглянувший на сайт. Мне нужно индивидуальное общение на очень индивидуальные темы, не подлежащие всеобщему обозрению. И если в вашей епархии найдётся такой человек, я была бы вам очень и очень благодарна. С пожеланием доброго здравия! Любовь.

    • Здравствуйте, Любовь!

      Вы правильно отмечаете, что человек должен анализировать свою жизнь и периодически подводить итоги. В результате подобных размышлений необходимо выделять положительные дела и поступки, и те, которые лучше впредь не совершать. Делать это можно лишь имея определенную систему ценностей, которой для верующего человека являются заповеди Божии, Его учение, содержащееся в Евангелии, а также наставления более духовно-опытных людей – святых отцов и учителей Церкви.

      Признание ошибок – это признание несоответствия жизни человека заповедям, установленным самим Богом. И сопровождаться оно должно покаянием – раскаянием в содеянном, просьбой о прощении и обещанием Богу измениться и исправиться. Видимым совершителем этого Таинства является священник, но прощает грехи только сам Господь Бог.

      То, что за продолжительный период вы не смогли найти духовника, не должно быть препятствием. Начните регулярно исповедоваться у любого священника, но помните – он лишь проводник, помощник человеку на пути к Богу.

      Ни один священник не откажет вам принять исповедь и причастить Святых Христовых Таин и не посмеет требовать за это платы. Обратитесь в ближайший храм, а если возникнут трудности, то сообщите мне. Божие вам благословение!

  8. Наталья

    Добрый день, владыка. Подскажите пожалуйста, как поступить в такой ситуации. Так получилось, что у меня испортился елей, который дают после соборования, употреблять его в пищу нельзя. Как с ним поступить? Заранее спасибо.

    • Здравствуйте, Наталья!

      Если допустили порчу святыни, то полагается ее либо сжечь, либо вылить в непопираемое место – туда, куда не ступает нога человека (например, под корень дерева). Сжечь в домашних условиях скорее всего вам будет проблематично. Как вариант, можно отнести испортившийся елей в любой храм. Там обязательно есть печь для сжигания церковных записок.

      Постарайтесь в дальнейшем не допускать подобного. К подобным вещам у христианина должно быть соответствующее отношение, так как масло было освящено во время Церковного Таинства.

  9. Ольга

    Благословите, Владыка. Мы с мужем еще до свадьбы крестили одного ребенка (мальчика, ему сейчас 13 лет), не зная о том что спустя некоторого времени поженимся.
    Деток своих нет, в браке 10 лет. Помогите как правильно решить вопрос о нашем родстве с мужем, чтобы снять с себя этот грех. В монастырях монахи говорят что не могут за нас молиться, т.к. не венчаны, а венчаться не можем потому что нужно решить вопрос о нашем родстве с мужем. Помогите пожалуйста, как и что мы должны сделать, чтобы не считались с мужем крестными одного и того же ребенка. Хотим повенчаться.

    • Здравствуйте, Ольга!
      Прошедший с 29 ноября по 2 декабря этого года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в документе «О канонических аспектах церковного брака» закрепил норму, согласно которой браки между восприемниками (крестными родителями) могут совершаться по благословению епархиального архиерея.
      Это постановление основывается на указе Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года, который отрицает духовное родство между кумом и кумой в связи с тем, что канонически действительное восприемничество возникает лишь между крестником и его крестным отцом и соответственно между крестницей и ее крестной матерью. То есть, древняя Церковь знала лишь восприемничество лиц одного пола с крещаемым.
      Для разрешения вашего вопроса необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею с прошением о благословении на церковный брак. Опишите в прошении ситуацию и приложите копии документа о государственной регистрации брака и свидетельства о крещении мальчика, в котором вы с супругом указаны крестными.

  10. Виталий

    Здравствуйте Владыка!
    В результате тяжелых жизненных обстоятельств пал духом. Да еще и личная жизнь не складывается — не женат и не был. Чувствую себя несостоявшимся и неполноценным. Бывает и малодушие из-за того что моя жизнь так сложилась. Но стараюсь молиться Богу, менять свое мышление, отношение к жизни на более радостное и позитивное — хотя пока этого не получается.
    Скажите пожалуйста, как выйти из этого душепагубного состояния?

    • Здравствуйте, Виталий!

      Это состояние святые отцы называют унынием, и оно действительно очень опасно для человека, как вы сами отмечаете. Святитель Иоанн Златоуст называет уныние страшным наказанием и говорит, что это некая вершина человеческого страдания, потому что оно разрушает внутренний мир человека. Человеку, впавшему в уныние порой может казаться, что нет смысла в жизни.

      Хочу напомнить вам слова преподобного Ефрема Сирина, сказавшего, что впавший в уныние человек так же далек от терпения, как больной от здорового. Грех уныния преодолевается терпением. Уныние нужно воспринимать как некий вызов духовному состоянию, и надо не отчаиваться, но терпением превозмогать уныние.

      Кроме того, попав в такое состояние, важно не впадать в лень и праздность, но стараться преодолевать уныние трудом. Мой вам совет: ставьте перед собой новые задачи, работайте, расти духовно и интеллектуально. Ведь появление новой цели всегда мобилизует силы человека, и он обретает способность преодолевать не только уныние, но и многие другие скорби.

      Но самое главное, обращайтесь к Богу в молитвах, просите у Него сил и терпения, черпайте подкрепление в спасительных церковных Таинствах.

  11. Алексей

    Владыка, благословите. У меня вопрос: как развенчаться с женщиной, с которой мы не живём уже шесть лет, теперь у меня своя семья, а у неё своя жизнь. Наши пути с той женщиной разошлись. Когда венчались были молоды, и к сожалению, не понимали всей серьёзности обряда венчания. Теперь хочется исправить свои ошибки и жить по законам Божьим, но уже с любимым человеком. Помогите, пожалуйста, подскажите. Спаси Господи.

    • Здравствуйте, Алексей! 
      В Церкви не существует обряда «развенчивания». В настоящее время Русская Православная Церковь на основании древних правил и современных канонических определений считает в ряде случаев допустимым расторжение церковного брака, и правящий архиерей дает благословение на совершение венчания во второй раз.
      Для этого необходимо встретиться со своим приходским священником, который после изучения ситуации должен дать соответствующее заключение о возможности для невиновной стороны венчаться вторым браком. 
      Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.

  12. Екатерина

    Добрый день. Подскажите пожалуйста мне как поступить. Пять лет назад распался мой церковный брак по причине прeлюбодеяния супруга, в доме до сих пор я храню свое обручальное кольцо. Окружающие люди говорят, что венчальное кольцо обладает сильной энергетикой и хранить его нельзя, так как мы развелись. Так ли это на самом деле и что мне делать с этим кольцом, чтобы оно не влияло на мою судьбу как они утверждают. Спасибо заранее за ответ!

    • Здравствуйте, Екатерина!
      Так называемая «энергетика» обручального кольца — это народное суеверие. Как поступить с кольцом должны решить вы. Можете снять и положить на полочку к иконам или в другое место, некоторые после развода продолжают носить кольцо, но на другом пальце — в этом тоже ничего плохого нет. Кто-то несет кольцо в храм и жертвует его к святыне или иконе, куда его потом подвешивают. Если вас все равно беспокоит «энергетика» кольца, то вы можете попросить священника освятить его.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*