Задать вопрос митрополиту Кириллу

На этой странице сайта вы можете задать митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу любой вопрос, связанный с Православием или Ставропольской епархией. Обращаем Ваше внимание, что на вопросы, носящие провокационный характер, владыка не отвечает. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Ответ на вопрос может занять некоторое время в связи с загруженностью митрополита Кирилла.


Вопросов (94)

  1. Людмила Коваленко

    Владыко, благословите! Очень нужен Ваш совет по семейному вопросу. В Церкви я несколько лет, пришла от греховной жизни. Был венчанный брак, но разошлись — муж создал другую семью. В 2015 году у меня утонул единственный сын Ванечка. Мне казалось, что я тоже умерла вместе с ним, осталась одна. Помогала в храме на клиросе. В Церкви познакомилась с одиноким верующим разведенным мужчиной, он был настойчив, и мы через некоторое время поженились, обвенчались. Я решила попробовать начать жизнь сначала, хотелось еще детей, если Бог даст. Но мужчина этот тоже был когда-то женат и венчан, в первом браке остались несовершеннолетние дети. С его слов, в первом браке жена его ему поставила условие, что будет с ним жить, если он перестанет посещать Церковь. Он не согласился. Разошлись… По церковным канонам мы вроде бы пострадавшие стороны. На новый брак нас благословил приходской священник, зная нас, как прихожан, обвенчал, сказал, что у нас все нормально, что он за нас ручается перед Богом. Ходим регулярно в храм, стараемся жить христианской жизнью. Но во время исповеди в Троице-Сергиевой Лавре нас двое священников назвали любодеями и сказали, что наш брак недействителен. Один священник даже исповедовать меня не стал. Мужу сказал, что он должен воспитывать детей. Теперь меня очень мучают помыслы, что такой брак не спасителен, а цена спасения высока.

    Обращалась с этим вопросом к архимандриту Амвросию (Юрасову), вот его ответ: «Семейный вопрос сложный и рядовой священник не может решать такие вопросы, какого бы опыта он не имел. Подобные вопросы должен решать архиерей и узаконить ваш второй брак, по своему усмотрению. Таков мой совет. Есть второй выход: если у вас такое рвение ко Спасению, то по обоюдному согласию, вы можете пойти в женский монастырь, а он — в мужской. Это мой совет. Другого совета дать не могу».

    Прошу Ваших Святых молитв за р.б. Виктора и Людмилу! И помощи разобраться в этом тяжелом для нас вопросе.

    • Здравствуйте, Людмила!
      Конечно, Священное Писание говорит нам о единобрачии. И Господь указывает только одну причину для развода – прелюбодеяние одного из супругов (см.: Мф. 19: 9). По церковным правилам, если брак распался по вине прелюбодеяния, потерпевшей стороне разрешалось вступать в другой брак. Также повторный брак разрешался по причине вдовства. Ныне Церковь снисходит к немощи людей. Вот что говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался, был, расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнении епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами».

      Церковь руководствуется словами апостола Павла: “Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе” (1Кор.7: 27–28, 39)».

      Ваш брак, Людмила, является законным и не считается блудом. Помоги вам, Господи!

  2. Галина

    Во всех храмах Ставрополя вечерние службы начинаются в 17 часов. Многие прихожане работают до 18 часов. В Москве и Санкт-Петербурге службы начинаются в 18. Очень хочется на 1-й седмице поста посетить вечерние службы. Но в 17 часов нет никакой возможности. Можно ли рассмотреть вопрос и служить хотя бы на 1 час позже. Спаси Вас Господи.

    • Здравствуйте, Галина!

      Вы уже не первая, кто обращается ко мне с подобной просьбой. В следующем году мы обязательно будем начинать вечерние богослужения на первой седмицы Великого поста в 18.00.

      Храни Вас Бог!

  3. Ирина

    Добрый день! Когда будут установлен купол и крест на колокольне Казанского собора? Заранее благодарю за ответ. С наступающим Рождеством

    • Добрый день, Ирина!

      С Божьей помощью уже к празднику Входа Господня в Иерусалим на колокольню Казанского кафедрального собора будут воздвигнуты крест и купол.

  4. Ирина

    Благословите, Владыка! Мы с мужем проживаем в городе Невинномысске на Ставрополье. Свой брак регистрировали в советские времена. В настоящее время есть потребность в венчанном браке. Мы – крещенные. Совершенно случайно прочли на одном из сайтов: « В свою очередь, лица в возрасте от 60 до 80 лет должны обращаться за разрешением к архиереям, однако если пара много лет состоит в браке и под конец жизни хочет узаконить свой союз перед Богом, то венчаться можно с согласия архиерея». Мужу – 77 лет, данный брак – второй. Муж ранее венчан не был. Жене – 62 года, данный брак — единственный. В браке состоим 31 год. Дочери — 30 лет. Как обратиться к Вам, Владыка, с прошением о разрешении венчания? Очно? Заочно? Можно письменно? Есть определенная форма? Что из документов представить в копиях и оригиналах? Благодарны за ответ.

    • Здравствуйте, Ирина!

      Действительно, существуют церковные правила, устанавливающие возрастные ограничения для желающих венчаться церковным браком. Так, святитель Василий Великий указывает предел для вдов — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного патриархом Адрианом, запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак.

      Но почему установлены такие ограничения? Потому что после этого возраста, 60 и 70 лет, невозможно деторождение. То есть правило работает лишь в случае, если речь идет о церковном благословении новых, недавно начавшихся отношений. Если же Вы с супругом уже много лет прожили в зарегистрированном браке, то никаких препятствий для совершения таинства Брака я не вижу.

      Обратитесь к своему приходскому священнику с просьбой о венчании.

      Божие благословение да пребывает над Вашей семьей!

  5. Александр

    Мир Вам, владыко! Прошу Вас, как архиерея, разъяснить мне вот что. Мне интересно, а в современной жизни Русской Церкви (а это уже более 30 лет после падения атеистического диктата) возможно ли возрождение отшельничества, скитского монашества? Как решается вопрос об основании нового монастыря? Я, бывая в походах, посещал дивные по красоте места, относительно уединенные (неподалеку есть деревни). Одно из этих мест особое (или как сейчас называют «аномальная зона»), что напомнило мне о житиях некоторых святых (например, преподобного Варлаама Хутынского). И я подумал, а что мешает нашему архиерею выбрать несколько опытных иноков и предложить им основать пустыньку в таком месте? Вот с такими мыслями решил обратиться к Вам, уважаемый владыко.

    • Здравствуйте, Александр!

      Небольшие монашеские поселения в уединенных местах с более строгим порядком внутренней жизни, называемые скитами, создаются в епархиях Русской Православной Церкви и по сей день. При некоторых духовно благоустроенных монастырях с крепкими традициями существует и особая форма монашеской жизни — отшельничество, предполагающее сугубое уединение ради упражнения в молитве и богомыслии. Разновидностью отшельничества также является затворничество в пределах обители.

      Монах, прошедший искус в общежительном монастыре, утвержденный в монашеском делании, стяжавший необходимый духовный опыт и желающий большего уединения для исполнения сугубых подвигов воздержания и молитвы, может получить благословение игумена обители на жительство в некотором отдалении от прочей братии.

      То есть, монашеская жизнь в скиту является более высокой и сложной ступенью для тех, кто уже имеет определенный опыт иноческой духовной жизни и желает большего уединения от мира. Именно с желания всецелого посвящения себя Богу и должен начинаться монашеский скит, а не с красивых мест и «аномальных зон».

      Основателями отшельнического образа жизни являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий, истоком русского пустынножительства стала отшельническая жизнь преподобного Антония Печерского. Но разве они шли в поисках красивых мест и любования природой? Нет, они бежали от суетного мира с его грехами и соблазнами, желали уединения, пребывали в непрестанном посте и молитве.

      Помощи Божией!

  6. Марина

    У меня к вам такой вопрос: я бы хотела покрестить своих детей, но за это у нас нужно платить. Хотелось бы узнать, если человек хочет принять веру, а финансовой возможности нет, как быть? А крещение стоит 1000 рублей. Это так везде, что за принятие веры нужно платить?

    • Здравствуйте, Марина!

      Ни в одном из храмов Вам не откажут в совершении таинства Крещения из-за отсутствия средств. Ни деньги, ни что иное не может быть препятствием к принятию православной веры. Нужно просто подойти к священнику, объяснить ситуацию, и батюшка совершит таинство без какой-либо платы. Даю Вам телефон клирика нашей епархии священника Владислава Гончарова, который совершит Крещение детей: +7 961 494 55 48.

      Хочу сказать и о том, что обязательно нужно для Крещения. Необходимым условием для совершения таинства является православная вера. В Евангелии мы читаем: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Вера желающего креститься (при крещении младенцев таинство совершается по вере их родителей и крестных) должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Священного Писания, в исповедании Символа веры.

      Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в таинстве также не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

      Поэтому перед совершением таинства Крещения необходимо посетить огласительные беседы в Вашем храме и постараться прочитать хотя бы одно из Евангелий.

      Божией помощи Вам!

  7. Елена.

    Здравствуйте. Я — православная верующая, мать. Недавно мой сын (ему 17 лет) признался мне, что является геем и что имел отношения с некоторыми парнями. Я бы хотела узнать, как это можно вылечить и что мне теперь делать? Спасибо.

    • Здравствуйте, Елена!

      Человек подвержен различным страстям, и описываемый Вами случай — один из примеров греховнойзависимости. Любой грех – это не норма, а искажение человеческой природы. Церковь смотрит на грех именно как на болезнь, которая может быть исцелена верой в Бога, покаянием и молитвой.

      Чтобы победить такой грех (а Церковь смотрит на такие проявления как на тяжкий грех), человеку нужно очень сильное желание измениться, а окружающим – желание помочь ему.

      Мне приходилось слышать мнение известных психологов о том, что поведение людей, у которых наблюдается влечение к своему же полу, напоминает массовую истерию униженных и отверженных. Грешному человеку, также как и больному, в первую очередь требуется сострадание. Поэтому постарайтесь найти максимальный контакт с сыном – ведь он по-прежнему Ваше чадо, не следует из-за греховной страсти «отрекаться» от него. Человека надо любить, но грех его ни в коем случае принимать нельзя.

      Помогай Господь Вам и Вашему сыну!

  8. Евгений

    Добрый день, есть несколько важных вопросов. В церкви, куда хожу, есть штат священников, но нет их расписания, кто когда служит, скажите это нормально? Вопрос касается исповеди, ведь желательно ходить на исповедь к одному человеку, не распылятся на всех. Заметил, что и прихожане ходят то к одному, то к другому, не знают кто будет на службе. Скажите есть такая проблема? Или ошибаюсь, вразумите. Или тут нужно лично договариваться, звонить каждый раз узнавать, когда придти исповедоваться? И скажите про малакию, если человек уже ходит несколько лет в церковь, какую епитимью накладывают? Просто мне дают за этот грех 2 недели. Просто уточняю, нормально ли это в наше время и догматично? Бог в помощь.

    • Добрый день, Евгений!

      1. В каждом храме по-разному организовано информирование прихожан о предстоящих богослужениях: где-то просто вывешивают расписание с указанием дней и времени совершения богослужений, а в некоторых приходах его дополняют указанием служащего и требного клириков. Решение об этом принимает настоятель храма. Если Вам и другим прихожанам храма важно знать, кто будет служить в тот или иной день, то следует подойти к настоятелю и попросить его по возможности указывать эту информацию в расписании богослужений.

      2. Отвечая на другую часть Вашего вопроса о том принципиально ли ходить на исповедь к одному и тому же священнику, хочу провести здесь аналогию с медициной. Если мы знаем одного хорошего доктора, то стараемся ходить именно к нему. Со временем он знает обо всех хронических болезнях человека, о непереносимости каких-либо лекарств и так далее. Точно также и духовник – конечно, следует стараться ходить на исповедь к одному и тому же священнику, если это возможно. Если не получается постоянно исповедоваться у одного священника, которого вы считаете своим духовником, то допустимо пойти на исповедь и к любому другому батюшке. Например, в многоштатных приходах у священников есть определенная череда кто в какой день выходит на исповедь. В любом случае следует помнить главное – в храм мы идем к Богу, к Нему обращаемся в своих молитвах и от Него получаем просимое. Священник не должен подменять собой Господа, а наоборот, своей пастырской деятельностью вести человека к Богу. Нередко приходится видеть, как верующие начинают «бегать» за батюшкой, буквально преследуя его. Это неверная традиция.

      3. За совершение определенных грехов действительно предполагается епитимья. Следует помнить, что епитимья не считается удовлетворением Бога за грехи, и ее можно не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. В настоящее время епитимья духовниками налагается редко и в основном на тех, кто упорствует в каком-то грехе, и если священник убежден, что епитимья не приведет ни к отчаянию, ни к лености и нерадению. Наложенная епитимья не может быть сверх возможностей человека. Степень и продолжительность епитимьи должна быть обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника.

      Помогай Вам Господь!

  9. Дмитрий

    Здравствуйте, уважаемый владыка. У меня вопрос: могут ли крёстные ребёнка (крёстный отец и крёстная мать) создать семью не имея кровных связей. Спасибо.

    • Здравствуйте, Дмитрий!

      На последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в конце 2017 года, был принят документ «О канонических аспектах церковного брака». В нем, в частности, была закреплена норма, согласно которой браки между восприемниками (крестными родителями) могут совершаться по благословению епархиального архиерея.

      Это постановление основывается на указе Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года, который отрицает духовное родство между кумом и кумой в связи с тем, что канонически действительное восприемничество возникает лишь между крестником и его крестным отцом и соответственно между крестницей и ее крестной матерью. То есть, древняя Церковь знала лишь восприемничество лиц одного пола с крещаемым.

      Для разрешения вашего вопроса необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею с прошением о благословении на церковный брак. Опишите в прошении ситуацию и приложите копии документа о государственной регистрации брака и свидетельство о крещении ребенка, в котором вы указаны крестными.

  10. Максим

    Добрый день, владыка! Как относиться к статьям и книгам писателя Валерия Павловича Филимонова?

    • Здравствуйте Максим!

      Максим, мне не доводилось читать книги Валерия Павловича Филимонова. Если его книги не противоречат Священному Писанию, то можете их прочитать для общего развития. В дни Великого поста я хочу вам порекомендовать читать Священное Писание и духовную литературу. Можете, к примеру, прочитать труды святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова, толкование на Священное Писание святителя Феофилакта Болгарского. Духовная литература помогает нам стать лучше, укрепляет нашу веру, дает возможность увидеть нашу греховность и показывает, как можно исправить нам, нашу жизнь. Ведь духовная жизнь – сокровенный дар Божий. Уже с апостольских времен христиане нуждались в духоносных учителях, которые являли собой примеры подвижнической жизни во Христе, могли наставить в евангельской Истине и указать путь к Царствию Божию.

      Помоги вам Господи!

  11. Алексей

    Здравствуйте, уважаемый владыка! Есть такое выражение: «Выпрошенный крест — самый тяжелый». Не могли бы вы разъяснить его значение? И как это выражение связано с евангельской притчей о неотступной вдове и неправедном судье (Лк. 18, 2-8)? Благодарю за ответ!

    • Здравствуйте, Алексей!
      Понять это выражение можно следующим образом. Бог попускает нам нести крест в соответствии с нашими силами и возможностями. Иногда люди просят у Бога вещи тленные, земные, которые не могут вести их ко спасению. Часто это бывает по причине гордыни или завышенной самооценки. Тогда Бог может исполнить нашу просьбу, после которой выпросившему становится ещё хуже, чем было, и он жалеет, что об этом просил.

      Что касается притчи о «неправедном судье» (Лк. 18, 2-8), то в ней Господь говорит, что верующий должен молиться и твердо верить в возможность получения просимого, своими делами сделаться достойным того, то есть стать как бы избранным, и никогда не унывать, если просимое не скоро дается. Сказываю вам, – говорит Христос, – что подаст им защиту вскоре.

      Должно всегда молиться, сказал Христос. Но как молиться, с каким чувством приступать к молитве – это указано в следующей притче о фарисее и мытаре.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*