Задать вопрос митрополиту Кириллу

На этой странице сайта вы можете задать митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу любой вопрос, связанный с Православием или Ставропольской епархией. Обращаем Ваше внимание, что на вопросы, носящие провокационный характер, владыка не отвечает. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Ответ на вопрос может занять некоторое время в связи с загруженностью митрополита Кирилла.


Вопросов (94)

  1. Людмила Коваленко

    Владыко, благословите! Очень нужен Ваш совет по семейному вопросу. В Церкви я несколько лет, пришла от греховной жизни. Был венчанный брак, но разошлись — муж создал другую семью. В 2015 году у меня утонул единственный сын Ванечка. Мне казалось, что я тоже умерла вместе с ним, осталась одна. Помогала в храме на клиросе. В Церкви познакомилась с одиноким верующим разведенным мужчиной, он был настойчив, и мы через некоторое время поженились, обвенчались. Я решила попробовать начать жизнь сначала, хотелось еще детей, если Бог даст. Но мужчина этот тоже был когда-то женат и венчан, в первом браке остались несовершеннолетние дети. С его слов, в первом браке жена его ему поставила условие, что будет с ним жить, если он перестанет посещать Церковь. Он не согласился. Разошлись… По церковным канонам мы вроде бы пострадавшие стороны. На новый брак нас благословил приходской священник, зная нас, как прихожан, обвенчал, сказал, что у нас все нормально, что он за нас ручается перед Богом. Ходим регулярно в храм, стараемся жить христианской жизнью. Но во время исповеди в Троице-Сергиевой Лавре нас двое священников назвали любодеями и сказали, что наш брак недействителен. Один священник даже исповедовать меня не стал. Мужу сказал, что он должен воспитывать детей. Теперь меня очень мучают помыслы, что такой брак не спасителен, а цена спасения высока.

    Обращалась с этим вопросом к архимандриту Амвросию (Юрасову), вот его ответ: «Семейный вопрос сложный и рядовой священник не может решать такие вопросы, какого бы опыта он не имел. Подобные вопросы должен решать архиерей и узаконить ваш второй брак, по своему усмотрению. Таков мой совет. Есть второй выход: если у вас такое рвение ко Спасению, то по обоюдному согласию, вы можете пойти в женский монастырь, а он — в мужской. Это мой совет. Другого совета дать не могу».

    Прошу Ваших Святых молитв за р.б. Виктора и Людмилу! И помощи разобраться в этом тяжелом для нас вопросе.

    • Здравствуйте, Людмила!
      Конечно, Священное Писание говорит нам о единобрачии. И Господь указывает только одну причину для развода – прелюбодеяние одного из супругов (см.: Мф. 19: 9). По церковным правилам, если брак распался по вине прелюбодеяния, потерпевшей стороне разрешалось вступать в другой брак. Также повторный брак разрешался по причине вдовства. Ныне Церковь снисходит к немощи людей. Вот что говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался, был, расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнении епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами».

      Церковь руководствуется словами апостола Павла: “Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе” (1Кор.7: 27–28, 39)».

      Ваш брак, Людмила, является законным и не считается блудом. Помоги вам, Господи!

  2. Галина

    Во всех храмах Ставрополя вечерние службы начинаются в 17 часов. Многие прихожане работают до 18 часов. В Москве и Санкт-Петербурге службы начинаются в 18. Очень хочется на 1-й седмице поста посетить вечерние службы. Но в 17 часов нет никакой возможности. Можно ли рассмотреть вопрос и служить хотя бы на 1 час позже. Спаси Вас Господи.

    • Здравствуйте, Галина!

      Вы уже не первая, кто обращается ко мне с подобной просьбой. В следующем году мы обязательно будем начинать вечерние богослужения на первой седмицы Великого поста в 18.00.

      Храни Вас Бог!

  3. Ирина

    Добрый день! Когда будут установлен купол и крест на колокольне Казанского собора? Заранее благодарю за ответ. С наступающим Рождеством

    • Добрый день, Ирина!

      С Божьей помощью уже к празднику Входа Господня в Иерусалим на колокольню Казанского кафедрального собора будут воздвигнуты крест и купол.

  4. Ирина

    Благословите, Владыка! Мы с мужем проживаем в городе Невинномысске на Ставрополье. Свой брак регистрировали в советские времена. В настоящее время есть потребность в венчанном браке. Мы – крещенные. Совершенно случайно прочли на одном из сайтов: « В свою очередь, лица в возрасте от 60 до 80 лет должны обращаться за разрешением к архиереям, однако если пара много лет состоит в браке и под конец жизни хочет узаконить свой союз перед Богом, то венчаться можно с согласия архиерея». Мужу – 77 лет, данный брак – второй. Муж ранее венчан не был. Жене – 62 года, данный брак — единственный. В браке состоим 31 год. Дочери — 30 лет. Как обратиться к Вам, Владыка, с прошением о разрешении венчания? Очно? Заочно? Можно письменно? Есть определенная форма? Что из документов представить в копиях и оригиналах? Благодарны за ответ.

    • Здравствуйте, Ирина!

      Действительно, существуют церковные правила, устанавливающие возрастные ограничения для желающих венчаться церковным браком. Так, святитель Василий Великий указывает предел для вдов — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного патриархом Адрианом, запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак.

      Но почему установлены такие ограничения? Потому что после этого возраста, 60 и 70 лет, невозможно деторождение. То есть правило работает лишь в случае, если речь идет о церковном благословении новых, недавно начавшихся отношений. Если же Вы с супругом уже много лет прожили в зарегистрированном браке, то никаких препятствий для совершения таинства Брака я не вижу.

      Обратитесь к своему приходскому священнику с просьбой о венчании.

      Божие благословение да пребывает над Вашей семьей!

  5. Александр

    Мир Вам, владыко! Прошу Вас, как архиерея, разъяснить мне вот что. Мне интересно, а в современной жизни Русской Церкви (а это уже более 30 лет после падения атеистического диктата) возможно ли возрождение отшельничества, скитского монашества? Как решается вопрос об основании нового монастыря? Я, бывая в походах, посещал дивные по красоте места, относительно уединенные (неподалеку есть деревни). Одно из этих мест особое (или как сейчас называют «аномальная зона»), что напомнило мне о житиях некоторых святых (например, преподобного Варлаама Хутынского). И я подумал, а что мешает нашему архиерею выбрать несколько опытных иноков и предложить им основать пустыньку в таком месте? Вот с такими мыслями решил обратиться к Вам, уважаемый владыко.

    • Здравствуйте, Александр!

      Небольшие монашеские поселения в уединенных местах с более строгим порядком внутренней жизни, называемые скитами, создаются в епархиях Русской Православной Церкви и по сей день. При некоторых духовно благоустроенных монастырях с крепкими традициями существует и особая форма монашеской жизни — отшельничество, предполагающее сугубое уединение ради упражнения в молитве и богомыслии. Разновидностью отшельничества также является затворничество в пределах обители.

      Монах, прошедший искус в общежительном монастыре, утвержденный в монашеском делании, стяжавший необходимый духовный опыт и желающий большего уединения для исполнения сугубых подвигов воздержания и молитвы, может получить благословение игумена обители на жительство в некотором отдалении от прочей братии.

      То есть, монашеская жизнь в скиту является более высокой и сложной ступенью для тех, кто уже имеет определенный опыт иноческой духовной жизни и желает большего уединения от мира. Именно с желания всецелого посвящения себя Богу и должен начинаться монашеский скит, а не с красивых мест и «аномальных зон».

      Основателями отшельнического образа жизни являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий, истоком русского пустынножительства стала отшельническая жизнь преподобного Антония Печерского. Но разве они шли в поисках красивых мест и любования природой? Нет, они бежали от суетного мира с его грехами и соблазнами, желали уединения, пребывали в непрестанном посте и молитве.

      Помощи Божией!

  6. Марина

    У меня к вам такой вопрос: я бы хотела покрестить своих детей, но за это у нас нужно платить. Хотелось бы узнать, если человек хочет принять веру, а финансовой возможности нет, как быть? А крещение стоит 1000 рублей. Это так везде, что за принятие веры нужно платить?

    • Здравствуйте, Марина!

      Ни в одном из храмов Вам не откажут в совершении таинства Крещения из-за отсутствия средств. Ни деньги, ни что иное не может быть препятствием к принятию православной веры. Нужно просто подойти к священнику, объяснить ситуацию, и батюшка совершит таинство без какой-либо платы. Даю Вам телефон клирика нашей епархии священника Владислава Гончарова, который совершит Крещение детей: +7 961 494 55 48.

      Хочу сказать и о том, что обязательно нужно для Крещения. Необходимым условием для совершения таинства является православная вера. В Евангелии мы читаем: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Вера желающего креститься (при крещении младенцев таинство совершается по вере их родителей и крестных) должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Священного Писания, в исповедании Символа веры.

      Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в таинстве также не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

      Поэтому перед совершением таинства Крещения необходимо посетить огласительные беседы в Вашем храме и постараться прочитать хотя бы одно из Евангелий.

      Божией помощи Вам!

  7. Елена.

    Здравствуйте. Я — православная верующая, мать. Недавно мой сын (ему 17 лет) признался мне, что является геем и что имел отношения с некоторыми парнями. Я бы хотела узнать, как это можно вылечить и что мне теперь делать? Спасибо.

    • Здравствуйте, Елена!

      Человек подвержен различным страстям, и описываемый Вами случай — один из примеров греховнойзависимости. Любой грех – это не норма, а искажение человеческой природы. Церковь смотрит на грех именно как на болезнь, которая может быть исцелена верой в Бога, покаянием и молитвой.

      Чтобы победить такой грех (а Церковь смотрит на такие проявления как на тяжкий грех), человеку нужно очень сильное желание измениться, а окружающим – желание помочь ему.

      Мне приходилось слышать мнение известных психологов о том, что поведение людей, у которых наблюдается влечение к своему же полу, напоминает массовую истерию униженных и отверженных. Грешному человеку, также как и больному, в первую очередь требуется сострадание. Поэтому постарайтесь найти максимальный контакт с сыном – ведь он по-прежнему Ваше чадо, не следует из-за греховной страсти «отрекаться» от него. Человека надо любить, но грех его ни в коем случае принимать нельзя.

      Помогай Господь Вам и Вашему сыну!

  8. Евгений

    Добрый день, есть несколько важных вопросов. В церкви, куда хожу, есть штат священников, но нет их расписания, кто когда служит, скажите это нормально? Вопрос касается исповеди, ведь желательно ходить на исповедь к одному человеку, не распылятся на всех. Заметил, что и прихожане ходят то к одному, то к другому, не знают кто будет на службе. Скажите есть такая проблема? Или ошибаюсь, вразумите. Или тут нужно лично договариваться, звонить каждый раз узнавать, когда придти исповедоваться? И скажите про малакию, если человек уже ходит несколько лет в церковь, какую епитимью накладывают? Просто мне дают за этот грех 2 недели. Просто уточняю, нормально ли это в наше время и догматично? Бог в помощь.

    • Добрый день, Евгений!

      1. В каждом храме по-разному организовано информирование прихожан о предстоящих богослужениях: где-то просто вывешивают расписание с указанием дней и времени совершения богослужений, а в некоторых приходах его дополняют указанием служащего и требного клириков. Решение об этом принимает настоятель храма. Если Вам и другим прихожанам храма важно знать, кто будет служить в тот или иной день, то следует подойти к настоятелю и попросить его по возможности указывать эту информацию в расписании богослужений.

      2. Отвечая на другую часть Вашего вопроса о том принципиально ли ходить на исповедь к одному и тому же священнику, хочу провести здесь аналогию с медициной. Если мы знаем одного хорошего доктора, то стараемся ходить именно к нему. Со временем он знает обо всех хронических болезнях человека, о непереносимости каких-либо лекарств и так далее. Точно также и духовник – конечно, следует стараться ходить на исповедь к одному и тому же священнику, если это возможно. Если не получается постоянно исповедоваться у одного священника, которого вы считаете своим духовником, то допустимо пойти на исповедь и к любому другому батюшке. Например, в многоштатных приходах у священников есть определенная череда кто в какой день выходит на исповедь. В любом случае следует помнить главное – в храм мы идем к Богу, к Нему обращаемся в своих молитвах и от Него получаем просимое. Священник не должен подменять собой Господа, а наоборот, своей пастырской деятельностью вести человека к Богу. Нередко приходится видеть, как верующие начинают «бегать» за батюшкой, буквально преследуя его. Это неверная традиция.

      3. За совершение определенных грехов действительно предполагается епитимья. Следует помнить, что епитимья не считается удовлетворением Бога за грехи, и ее можно не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. В настоящее время епитимья духовниками налагается редко и в основном на тех, кто упорствует в каком-то грехе, и если священник убежден, что епитимья не приведет ни к отчаянию, ни к лености и нерадению. Наложенная епитимья не может быть сверх возможностей человека. Степень и продолжительность епитимьи должна быть обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника.

      Помогай Вам Господь!

  9. Дмитрий

    Здравствуйте, уважаемый владыка. У меня вопрос: могут ли крёстные ребёнка (крёстный отец и крёстная мать) создать семью не имея кровных связей. Спасибо.

    • Здравствуйте, Дмитрий!

      На последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в конце 2017 года, был принят документ «О канонических аспектах церковного брака». В нем, в частности, была закреплена норма, согласно которой браки между восприемниками (крестными родителями) могут совершаться по благословению епархиального архиерея.

      Это постановление основывается на указе Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года, который отрицает духовное родство между кумом и кумой в связи с тем, что канонически действительное восприемничество возникает лишь между крестником и его крестным отцом и соответственно между крестницей и ее крестной матерью. То есть, древняя Церковь знала лишь восприемничество лиц одного пола с крещаемым.

      Для разрешения вашего вопроса необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею с прошением о благословении на церковный брак. Опишите в прошении ситуацию и приложите копии документа о государственной регистрации брака и свидетельство о крещении ребенка, в котором вы указаны крестными.

  10. Максим

    Добрый день, владыка! Как относиться к статьям и книгам писателя Валерия Павловича Филимонова?

    • Здравствуйте Максим!

      Максим, мне не доводилось читать книги Валерия Павловича Филимонова. Если его книги не противоречат Священному Писанию, то можете их прочитать для общего развития. В дни Великого поста я хочу вам порекомендовать читать Священное Писание и духовную литературу. Можете, к примеру, прочитать труды святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова, толкование на Священное Писание святителя Феофилакта Болгарского. Духовная литература помогает нам стать лучше, укрепляет нашу веру, дает возможность увидеть нашу греховность и показывает, как можно исправить нам, нашу жизнь. Ведь духовная жизнь – сокровенный дар Божий. Уже с апостольских времен христиане нуждались в духоносных учителях, которые являли собой примеры подвижнической жизни во Христе, могли наставить в евангельской Истине и указать путь к Царствию Божию.

      Помоги вам Господи!

  11. Алексей

    Здравствуйте, уважаемый владыка! Есть такое выражение: «Выпрошенный крест — самый тяжелый». Не могли бы вы разъяснить его значение? И как это выражение связано с евангельской притчей о неотступной вдове и неправедном судье (Лк. 18, 2-8)? Благодарю за ответ!

    • Здравствуйте, Алексей!
      Понять это выражение можно следующим образом. Бог попускает нам нести крест в соответствии с нашими силами и возможностями. Иногда люди просят у Бога вещи тленные, земные, которые не могут вести их ко спасению. Часто это бывает по причине гордыни или завышенной самооценки. Тогда Бог может исполнить нашу просьбу, после которой выпросившему становится ещё хуже, чем было, и он жалеет, что об этом просил.

      Что касается притчи о «неправедном судье» (Лк. 18, 2-8), то в ней Господь говорит, что верующий должен молиться и твердо верить в возможность получения просимого, своими делами сделаться достойным того, то есть стать как бы избранным, и никогда не унывать, если просимое не скоро дается. Сказываю вам, – говорит Христос, – что подаст им защиту вскоре.

      Должно всегда молиться, сказал Христос. Но как молиться, с каким чувством приступать к молитве – это указано в следующей притче о фарисее и мытаре.

  12. Татьяна

    Здравствуйте, уважаемый владыка! Прошу Вас, выслушайте меня, пожалуйста. Вникните, пожалуйста, лично и внимательно в мое положение. У меня семье после целой череды трудностей и тягостных событий случилось великое горе. После смерти мамы мы с сыном остались одни на всей земли. Родственники есть, но только теоретически. И только те, кто этому горю всячески способствовал всю жизнь. Это долгое объяснение. Но вот в чем суть дела. Испугавшись после смерти мамы, что оставшись одни, мы не вынесем всего бремени жизни вдвоем, не осилим эту жизнь, находясь в состоянии длительного стресса, ребенок сошел с ума. Это случилось в 2016 году. Я растерялась, не знала, что делать. К врачам обратилась не сразу. Но и после обращения больше получили вреда, чем пользы. Сын не может находиться в обществе людей, не переносит определенный тип людей и все, что с этим косвенно связано. Остался без общения с людьми, учебное заведение (магистратуру СКФУ) бросил, сидит дома. Раннее храм он посещал, сейчас из-за своей проблемы он это делать не может. Посты соблюдает, но прийти в скопление людей не может и т.д. Разговаривала со священниками, знаю, что надо молиться, молюсь. Звонила в Тимашевский монастырь, разговаривала с отцом Стратоником, выполняем, что сказано. Приехать туда, конечно, сын не может. Ему нужен индивидуальный подход (только это он способен перенести). Такой, как лечила людей святая матушка Матронушка. Есть ли в современном мире человек, прозорливый, благословленный (батюшка или матушка), которого Господь сподобил лечить таких одержимых людей? Прошу Вас, помогите, у меня ребенок пропадает. Только духовное исцеление ему может помочь. Я повезу его куда надо, но чтобы его приняли индивидуально, как Матронушка принимала и помогала людям. Пожалуйста, помогите, ответьте на мой вопрос. Мое письмо очень личное, слезное. Прошу Вас мою информацию на сайте не размещать, а ответить мне на почту. Простите, что не так. Очень жду ответа.

    • Здравствуйте Татьяна!

      Татьяна, ознакомившись с вашим вопросом, хочу вам порекомендовать пригласить священника домой, для того чтобы он поисповедовал Вашего сына, и если он находится в здравом уме, то Причастить Христовых Тайн. Мы, люди, порой надеемся на человека больше, чем на Самого Бога, тем самым мешая Ему действовать в нас. Причастие Христовых Тайн, это живое соприкосновение с самим Богом, это великая благодатная помощь! Мне со стороны сложно из ваших слов оценить состояние вашего сына, а священник, увидев его воочию, сможет определить, одержим ли он или болен психически, и уже решать, как быть в таком случае. Будем вместе молиться Господу о здравии Вашего сына и просить милости для него!

      Божией помощи!

  13. Наталья

    Добрый день, владыко! Подскажите пожалуйста, монахов какого монастыря можно попросить помолиться о самоубийцах? Мне сказали поискать на сайте http://www.patriarchia.ru, но я там ничего не нашла. Спасибо заранее за ответ.

    • Здравствуйте, Наталья!
      Самоубийство это страшная трагедия и духовная катастрофа совершившего его человека, и огромная боль, тяжелая рана для его родственников и близких. Согласно 14-му правилу святителя Тимофея Александрийского, за самоубийц не может быть приношения в Церкви. И вам в первую очередь молиться за самоубийцу нужно келейно, то есть в домашних условиях. Церковная молитва за человека, совершившего суицид, запрещена, но келейная молитва возможна. Также существует Канон о самовольне жизнь свою скончавших, написанный митрополитом Вениамином (Федченковым). Он тоже читается келейно. На чтение всех этих молитв нужно взять благословение у духовника, а за неимением его — у священника.

  14. Владислав

    Добрый день, уважаемый владыка! В одном из храмов епархии я увидел перемещение подсвечников от святых образов в специально обустроенные для этого места, сверху ограниченные сводами (по всей видимости, для устранения воздействия продуктов горения свеч на стены и роспись храма). Таким образом, у верующих нет возможности поставить свечу непосредственно перед святой иконой во время молитвенного обращения к ее образу. Ответьте пожалуйста, является ли это допустимым в православном храме? Данный вопрос возник не случайно, поскольку ни я, ни другие из моих знакомых православных христиан такого не наблюдали не только в храмах нашей епархии, но и за ее пределами, в частности, в Москве и данный факт вызывает у нас беспокойство.

    • Здравствуйте, Владислав!

      Располагать подсвечники не перед иконами, а в специальных местах – это традиция греческой Церкви. Там, как правило, подсвечники расположены в притворе храма и оборудованы хорошей вытяжкой. И это место является единственным, где можно поставить свечи в греческом храме. Если Вы будете в Москве в Покровском женском монастыре, где почивают мощи блаженной Матроны Московской, или на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, или в Иоанновском женском монастыре на Карповке, то увидите подсвечники, стоящие прямо на улице возле храмов.

      Для того, чтобы лучше понять проблематику вопроса, хочу пояснить что свеча – это одна из форм жертвы верующего человека Богу. Поскольку свеча приобретается за определенные средства, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его. Самое главное — это не место, в котором возжигает свеча, а вера человека и молитва к Богу и его святым угодникам.

  15. Татьяна

    Добрый день. Я бы хотела узнать, разрешено ли православным делать биометрические загранпаспорта и сдавать отпечатки пальцев? Спасибо.

    • Здравствуйте, Татьяна!

      Священное Писание и каноны Церкви не содержат запретов на подобные процедуры, поэтому сразу говорю, что получение заграничного паспорта с биометрическими данными человека, как и дактилоскопирование грехом не являются.

      По затронутой Вами проблеме хочу сказать, что Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви еще в 2013 году в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» отметил, что существует «…обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями».

      Поэтому Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности.

      В Российской Федерации получение заграничного паспорта с биометрическими данными человека, как и дактилоскопирование – являются процедурами добровольными для гражданина. Также следует помнить, что сохраняется возможность получения заграничного паспорта старого образца (без биометрических данных).

  16. Марина

    Здравствуйте. Я русская, крещеная в Русской Православной Церкви, мой будущий муж армянин, тоже крещеный в РПЦ. Мы хотим обвенчаться. Его семья категорически против венчания в РПЦ, настаивает на венчании в Армянской церкви. Подскажите, будет ли брак считаться действительным и не будет ли считаться грехом?

    • Здравствуйте, Марина!
      Вы и Ваш будущий супруг являетесь членами Православной Церкви, так как приняли Таинство Крещения в православном храме. Соответственно и дальнейшую духовную жизнь надо продолжать там, где Вы духовно родились.

      Венчаться в православном храме – единственный возможный вариант даже в том случае, когда родственники против этого. Рекомендую проявить настойчивость и обвенчаться в храме Русской Православной Церкви.

  17. Ольга

    Благословите, владыко! Как мне молиться за моего сына, который повесился. Мы вскрыли его телефон, там много видео его последних минут в неадекватном состоянии. Похоронен он без отпевания, икон тоже не было.Так нам сказал батюшка в церкви, не положено.Я теперь страдаю. Я верующая и хочу молиться за него и его грехи, ставить свечи в церкви как за обычного усопшего. Он верил в Бога, носил крест, благословлялся, но на момент смерти креста на нем не было — одна цепочка, крест лежал в чемодане.

    Помогите, владыко, рассудите, как быть, не нахожу места. На сайте Православие.ru написано, что если человек в момент самоубийства был не в своем уме, неадекватно себя вел, то его можно отпевать по православным обрядам и молиться, а если адекватен, по собственному трезвому желанию отошел от Бога, то нет.

    • Здравствуйте, Ольга!

      Вам можно и нужно молиться за своего сына в домашней молитве. Можно и свечи ставить, ведь свеча это милостыня, жертва Богу, а вот записки подавать в храме нельзя, так как он сам оборвал свою жизнь. Церковь за самоубийц не молится, так как он пренебрег даром Божиим. На счёт просмотренного видеоматериала с его телефона — судить сложно. Если есть медицинское заключение о том, что он был душевно-больным или психически нездоровым, то это будет принято во внимание и отпевание будет возможно. А если же он был трезв и находился в своём уме, то подавать записки или заказывать панихиду нельзя, но в своей домашней молитве из-за любви к сыну вы можете молиться своими словами, просить у Бога милости и облегчения участи вашего сына.

      Помогай Вам Господь!

  18. Николай

    Здравствуйте, владыка! Недавно присутствуя на богослужении в храме РПЦ услышал то, что немного смутило меня. В Символе веры отчетливо услышал добавление: «и в Духа Святаго Господа истинно животворящего…» Мне объяснили что некоторые вопросы на приходе настоятель вправе решать сам. Это касается ряда вопросов, таких как богослужение, административная и хозяйственная деятельность прихода. Сославшись на нашу неграмотность в таких серьезных вопросах, мне посоветовали не лезть в эти дела, священнослужитель все равно лучше нас знает эти вопросы — «лучше нам скудоумным не лезть без благословения в эти дела зная свое место». Вроде бы я и не против предложенного высказывания, но слышал, что Символ веры — это один из основных текстов вероучения Церкви. Это вызывает вопрос, допустимы ли такие изменения или действительно лучше не касаться данных вопросов? Главное от нас — это молитва и участие в службах, просто что-то нам не понятно, да и не дано знать.

    • Здравствуйте, Николай!

      Возможно, эта ошибка была допущена случайно или Вам все-таки послышалось. Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на первом и втором Вселенских Соборах. Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина или догмат нашей православной веры. Следовательно, изменение Символа веры недопустимо. Если Символ веры за богослужением в этом храме искажается постоянно, прошу сообщить адрес данного прихода.

  19. Александр

    Здравствуйте!
    1. Почему свойственность при невенчанном браке приравнивается к кровному родству?
    2. Являются ли бывшие супруги свойственниками если брак не был венчанный и они давно в разводе?
    3. Являются ли в таком случае свойственниками их родственники? Если да, то кто и почему?
    4. Зачем Бог дает любовь, проверенную разлукой более 10 лет «cвoйcтвeнникам» по невенчанному браку, когда им невозможно быть вместе исходя из соответствующей степени родства по свойству, о котором они узнали значительно позже возникновения чувств в силу различных жизненных обстоятельств и как им жить с этим дальше?
    5. Почему Церковь разрешала близкородственные браки внутри царской семьи с венчанием, что с позиции вырождения по биологическим законам недопустимо, в то время как Церковь запрещает брак среди свойственников, где нет генетического родства, и какие ограничения и почему есть с позиции веры, если брак родственников этих «свойственников», если я их правильно так называю, был невенчанным.

    PS. Прошу понять и разъяснить, что я не понимаю ибо мне кажется, что тут есть разночтения, если не двойные стандарты.

    • Здравствуйте, Александр!

      В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы. По сложившейся практике священник совершает Таинство Брака только после того, как будет оформлен гражданский брак в органах ЗАГС. Православная Церковь признает гражданский брак исходным моментом создания семьи. Помимо абсолютных препятствий к браку, существуют так называемые условные препятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена – одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1 степени свойства, невестка и деверь – во 2, племянник мужа и племянница жены – в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа – в 7 степени.

      Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, состоящими в 4 степени родства, но и в 4 степени бокового свойства. Указом Святейшего Синода от 19 января 1810 г. безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распространился лишь до 4-й степени (в соответствии с 54 правилом Трулльского Собора).

      Что касается браков царской семьи, то церковным канонам они не противоречили, т.к. 19 января 1810 г. Святейший Синод издал указ, согласно которому безусловно запрещались и подлежали расторжению браки, заключенные между лицами, состоящими в 4 степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5 и 7 степенях не только не расторгались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиального архиерея.

  20. Людмила

    Благословите, владыко! Разъясните пожалуйста, в алтаре на престоле находится Антиминс, выносится ли он из алтаря для поклонения и целования прихожанам? Так же всегда ли должен быть горящим семисвечник во время богослужения или не обязательно? Спасибо!

    • Здравствуйте, Людмила!

      Антиминс — это четырёхугольный плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа. В него вшита частица мощей какого-либо православного мученика. Также антиминс является своего рода документом, разрешающим совершение Литургии в конкретном храме – на нем содержится надпись, когда и для какого храма он освящен, а также стоит подпись епископа. Антиминс должен постоянно находится в алтаре на престоле и выносится для поклонения верующих он не может.

      Семисвечник, который устанавливается в алтаре за престолом, в соответствии с богослужебной традицией Русской Православной Церкви во время богослужения должен зажигаться. При этом в других Поместных Церквях существуют незначительные отличия, которые заключаются лишь во время зажигания свечей или лампад на нем.

  21. Галина

    Благословите, владыка! Я давно в разводе (почти 6 лет), вокруг мужчин достаточно, но без серьезных намерений, а мне хочется семью, хочется детей! Достаточно много посещала православные сайты по различным вопросам и «наткнулась» на молитвы по соглашению. Пошла в храм рядом с домом, поговорила с батюшкой, и он мне сказал начать с малого: утренние и вечерние молитвы. Молюсь, соблюдаю пост, читаю много литературы православной, узнаю жития святых, к молитвам добавляю другие молитвы, хочется больше и больше молится. Но я не для того молюсь, чтобы быстрее выйти замуж! Я знаю, что грех на мне большой и мне нужно вымолить его, душит он меня! Я знаю, что мне ещё трудиться и трудиться! Но я всё таки ещё хочу молиться по соглашению и узнала, что в Ставрополе существуют молитвы эти. Хочу принять участие, чтение акафистов происходит в г. Болгар Владимиром Головиным. Я хочу просить у Вас совета, могу ли я туда обратиться или лучше мне обратиться в наш храм, что для этого нужно, куда обратиться? Вы простите, если я некорректно задала вопрос!

    • Здравствуйте, Галина!

      Мне кажется, что приходской священник дал вам очень хороший совет – начать с малого и самого простого. В своей жизни человек всему начинает учиться с малого – дети с простых азов изучают в школе грамматику и арифметику, спортсмены тоже не поднимают сразу тяжелую штангу, танцоры и музыканты сначала разучивают простые номера, а потом более сложные. Ежедневно молиться утром и вечером, читать Священное Писание, стараться соблюдать посты, и, хотя бы один раз в неделю, по воскресеньям, посещать храмовое богослужение – вот с чего следует начинать церковную жизнь.

      Если говорить о практике молитв по соглашению, то я не одобряю ее в том виде, в каком ее пропагандирует протоиерей Владимир Головин. И вот почему: мне кажется, что за всем этим мы забываем о самой главной совместной молитве, которая уже много веков совершается в Церкви – это Божественная литургия. Слово «литургия» с греческого языка так и переводится – общее дело, то есть это молитва не только священника, совершающего службу, но всех верных православных христиан участвующих в ней. Под участием в Литургии я понимаю не просто присутствие в храме во время богослужения, но причастие из общей для всех верующих чаши Святых Тела и Крови Господних.

      Не нужно искать святости и чудес где-то далеко от дома, когда рядом с нами, в каждом православном храме, совершается самое великое из чудес – Таинство Евхаристии, во время которого по молитве Церкви и действием благодати Святого Духа обычные продукты человеческого труда, хлеб и вино, пресуществляются в истинные Тело и Кровь Господни.

      Помощи Божией вам и благословение!

  22. Виктор

    Благословите, владыка! У меня такой вопрос, могу ли я поступить в духовную семинарию, если был судим за кражу, но не был в тюремном заключении.

    • Здравствуйте, Виктор!

      Каждый поступающий в духовную школу должен предоставить рекомендацию приходского священника, который знает его не менее трех лет. Если священник будет ходатайствовать за конкретного человека, то, конечно, мы рассмотрим возможность его обучения в семинарии.

  23. Наталья

    Добрый день, владыка. Подскажите пожалуйста, есть ли в Ставрополе иконописная или реставрационная мастерская. Мне нужно отреставрировать икону. Спасибо заранее.

    • Здравствуйте, Наталья!

      Реставрация икон – кропотливая и очень тонкая работа. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо обратиться к профессионалам, которые при восстановлении образа будут строго соблюдать технологический процесс и в совершенстве владеть искусством иконописи и реставрации.

      Согласно определения Священного Синода Русской Православной Церкви в Ставропольской епархии введена должность епархиального древлехранителя, в компетенцию которого входит, в том числе, рассмотрение вопросов о направлении на реставрацию икон. Хочу подчеркнуть, что епархиальный древлехранитель может только проконсультировать о целесообразности реставрации, а также порекомендовать конкретные реставрационные мастерские.

      Епархиальный древлехранитель Ставропольской и Невинномысской епархии – священник Давид Хурумов, клирик Казанского кафедрального собора. Вы можете обратиться к нему за консультацией.

  24. Дарья

    Благословите, владыка! У меня к вам вопрос, может ли человек после тюремного заключения, если он был невиновен, поступить в духовную семинарию?

    • Добрый день, Дарья!

      В вашем вопросе есть противоречие – человек не виновен, но был в тюремном заключении. Конечно, я допускаю, что могли осудить действительно невиновного человека из-за клеветы или, спровоцировав на совершение противоправного действия, но факт наличия судимости трудно интерпретировать как невиновность.

      Касательно возможности поступления в духовную семинарию человека, который отбывал тюремное заключение, могу сказать следующее. Всякий поступающий в духовную школу рассматривается как потенциальный кандидат в священный сан, к принятию которого имеется ряд канонических препятствий. То есть, если человек был осужден за убийство, за доведение другого лица к самоубийству, а также такие безнравственные деяния как изнасилование, распространение наркотиков (от передозировки которыми тоже умирает очень много людей) и другие преступления, то он уже не сможет стать священнослужителем, и возникает вопрос о целесообразности его обучения.

      Но при этом каждый конкретный случай необходимо очень тщательно рассматривать в индивидуальном порядке. Также хочу напомнить, что поступающий в духовную школу должен предоставить рекомендацию приходского священника, который знает его не менее трех лет. Если священник будет ходатайствовать за конкретного человека, то, конечно, мы рассмотрим возможность его обучения в семинарии.

  25. Павел

    Благословите, владыка! У нас такой вопрос: хотим крестить дочку. Зовут её Аглая.
    В святцах насколько мы смотрели именно Аглаи нет, но в разных источниках есть святая Аглаида. В разных церквях тоже единого мнения нет. В одной говорят, что таким именем крестить нельзя, в другой говорят, что можно и проблем нет. Разъясните пожалуйста как нам быть, можем ли мы крестить таким именем (Аглаида) или нет?

    • Здравствуйте, Павел!

      Да, действительно в святцах нет имени Аглая. В Церкви существует традиция наречения при Крещении имен прославленных Церковью святых. Оно имеет глубокий смысл. Во-первых, возникает духовная связь между человеком и его святым покровителем, когда человек молится своему святому. Во-вторых, житие этого святого должно служить духовно-нравственным примером христианской жизни для человека. Наличие или отсутствие какого-либо имени в святцах никак не влияет на благодатность Таинства Крещения и на отношение Бога к человеку, которого этим именем нарекли.

      Вы можете без всяких сомнений крестить свою дочь с именем в честь святой мученицы Аглаиды, которая и станет ее небесной покровительницей.

  26. Светлана

    Благословите, владыка! У меня такой вопрос: можно ли проводить соборование человеку в коме? Дело в том, что 20 января умерла моя мама, до этого 8 дней пролежав в коме. Мы (дети) дважды обращались к настоятелю Степновского храма отцу Андрею соборовать нашу маму, он нам отказал. Прав ли он?

    • Добрый день, Светлана!

      Человек должен участвовать в церковных Таинствах, будучи в здравом уме, то есть должен понимать и осознавать, что с ним делают. Также участие в любом Таинстве должно быть добровольным и непринужденным. А как получить согласие собороваться у человека, находящегося в коме?

      Кроме того, Таинство Елеосвящения (соборование) имеет покаянный характер. От человека, участвующего в нем, требуется раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. Поэтому вновь задаю вопрос, хочет ли человек каяться в грехах?

      Исключение может быть сделано в том случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных Таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках. В любом случае, возможность совершения над ним Таинства Елеосвящения оставляется на усмотрение священника.

  27. Денис

    Доброго времени суток, владыка! Хочу у вас спросить, при каком монастыре в Ставропольском крае можно поработать трудником? Хочу испытать себя, смогу ли я стать монахом, хочу послужить Богу и искоренить свои пороки страсти и прочее. В миру у меня не получается сосредоточиться на духовном. Да и замкнутый я человек, не общительный, поэтому трудно в миру приходится. В монастыре же есть возможность без суеты сосредоточиться на духовных аспектах. Я поработал бы несколько лет в монастыре и проверил себя.

    • Добрый день, Денис!

      Ваше желание испытать себя и попробовать пожить в монастыре похвально. Но хочу сказать о распространенной сегодня мысли, что уйдя от мира легче спастись. Многие люди рассуждают так: в миру много зла и соблазнов, уйду в монастырь – там все верующие, поэтому искушений будет меньше. Так размышляют те, кто пытается в своих личных духовных проблемах винить других людей или внешние обстоятельства. Конечно, причиной всему гордость человеческая, которая мешает разглядеть бревно в собственном глазу и вынуть его.

      Так же хочу напомнить слова апостола Павла о том, что «наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной» (Еф.6,12). Можно хоть убежать от искушающих и мещающих спасению людей хоть в леса, хоть в горы, но те злые духи, которые овладевают человеком и являются источником его духовных проблем, будут с нами в любом уединенном месте.

      Для того, чтобы пожить и потрудиться в монастыре рекомендую вам следующие мужские обители Ставропольской епархии:
      — мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Адрес: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка. Настоятель – игумен Афанасий (Гриценко).
      — монашеская община при архиерейском подворье храма Петра и Павла. Адрес: Ставропольский край, Петровский район, г. Светлоград, Телеграфная улица, 116Б. Настоятель – иеромонах Кирилл (Никитин).

  28. Антонина

    Владыка, благословите! Уже более 10 лет мучаюсь одним вопросом, но только я сама в этом виновата, потому что сама не смогла его разрешить правильно. Подскажите, есть мне спасение? Более 10 лет назад распался наш с бывшим мужем венчанный брак по банальной причине нынешнего течения жизни молодежи — не сошлись характером, молоды были. Степень серьёзности венчания не оценивала на момент выхода замуж, за что мне и воздалось (бесплодие, онкозаболение), сейчас понимаю, спустя время, за что и для чего мне это. Знаю, что нет «обряда развенчивания», но можно ли такой брак считать окончившимся с Вашей милости и милости Божьей? Что для этого нужно? Спаси Бог Вас.

    • Здравствуйте, Антонина!

      В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы:

      — отпадение одного из супругов от Православия;
      — прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки;
      — вступление одного из супругов в новый брак;
      — неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
      — заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
      — медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
      — безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет;
      — злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
      — совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
      — надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
      — неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

      Вам следует обратиться к духовнику, чтобы он исследовал конкретный случай и вынес свое решение, на основании которого правящий архиерей будет рассматривать вопрос о признании церковного брака утратившим каноническую силу. Затем вам может быть выдано свидетельство о признании брака утратившим каноническую силу и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым браком. Виновной стороне такая возможность также может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии.

  29. Елизавета

    Добрый день, мы с моим молодым человеком вместе уже 5 лет, 2 из них живем вместе. По объективным причинам я не имею права регистрировать брак в ЗАГСе. Недавно были помолвлены. Есть ли возможность нам обвенчаться?

    • Здравствуйте, Елизавета!

      Православная Церковь признает гражданский брак (оформленный в ЗАГСе) исходным моментом создания семьи. Как и времена первых христиан, сегодня Церковь не отменяет и не нарушает государственных законов, и призывает своих верных чад регистрировать брак в ЗАГСе, тем самым проявляя свое гражданское послушание.

      Традиционно венчание совершается после государственной регистрации брака. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Ни о какой-либо ответственности по отношению к браку, присутствующей у людей, живущих в «гражданском браке», говорить невозможно. Ее просто нет.

      Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается в исключительных случаях, например, по причине подтвержденного медицинскими документами тяжелого заболевания, могущего привести к скорой кончине, или ввиду предстоящего участия в военных, а также иных действиях, связанных с риском для жизни, и при условии, что государственная регистрация брака в желаемые сроки невозможна.

      Для разрешения вашего вопроса необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею с прошением о благословении на совершение венчания без государственной регистрации брака. Опишите в прошении ситуацию и приложите, по возможности, копии документов, подтверждающих невозможность заключения государственного брака в настоящее время.

  30. Любовь

    Благословите, владыка! Жизнь моя требует подведения итогов. По многим параметрам она состоялась. Но в духовном плане она была столь неординарной, что доверить её анализ и подведение итогов мне, увы, некому. Все мои попытки найти духовника в течение почти 30 лет ни к какому результату не привели. Сейчас положение дел моих таково, что я ограничена в перемещениях по состоянию здоровья. Финансово я тоже не состоятельна настолько, чтобы оплачивать вызовы на дом священнослужителя. Однако неразрешённые вопросы меня тревожат. Но они не такого порядка, чтобы задавать их публично на общедоступных сайтах, где тексты сообщений может читать любой заглянувший на сайт. Мне нужно индивидуальное общение на очень индивидуальные темы, не подлежащие всеобщему обозрению. И если в вашей епархии найдётся такой человек, я была бы вам очень и очень благодарна. С пожеланием доброго здравия! Любовь.

    • Здравствуйте, Любовь!

      Вы правильно отмечаете, что человек должен анализировать свою жизнь и периодически подводить итоги. В результате подобных размышлений необходимо выделять положительные дела и поступки, и те, которые лучше впредь не совершать. Делать это можно лишь имея определенную систему ценностей, которой для верующего человека являются заповеди Божии, Его учение, содержащееся в Евангелии, а также наставления более духовно-опытных людей – святых отцов и учителей Церкви.

      Признание ошибок – это признание несоответствия жизни человека заповедям, установленным самим Богом. И сопровождаться оно должно покаянием – раскаянием в содеянном, просьбой о прощении и обещанием Богу измениться и исправиться. Видимым совершителем этого Таинства является священник, но прощает грехи только сам Господь Бог.

      То, что за продолжительный период вы не смогли найти духовника, не должно быть препятствием. Начните регулярно исповедоваться у любого священника, но помните – он лишь проводник, помощник человеку на пути к Богу.

      Ни один священник не откажет вам принять исповедь и причастить Святых Христовых Таин и не посмеет требовать за это платы. Обратитесь в ближайший храм, а если возникнут трудности, то сообщите мне. Божие вам благословение!

  31. Наталья

    Добрый день, владыка. Подскажите пожалуйста, как поступить в такой ситуации. Так получилось, что у меня испортился елей, который дают после соборования, употреблять его в пищу нельзя. Как с ним поступить? Заранее спасибо.

    • Здравствуйте, Наталья!

      Если допустили порчу святыни, то полагается ее либо сжечь, либо вылить в непопираемое место – туда, куда не ступает нога человека (например, под корень дерева). Сжечь в домашних условиях скорее всего вам будет проблематично. Как вариант, можно отнести испортившийся елей в любой храм. Там обязательно есть печь для сжигания церковных записок.

      Постарайтесь в дальнейшем не допускать подобного. К подобным вещам у христианина должно быть соответствующее отношение, так как масло было освящено во время Церковного Таинства.

  32. Ольга

    Благословите, Владыка. Мы с мужем еще до свадьбы крестили одного ребенка (мальчика, ему сейчас 13 лет), не зная о том что спустя некоторого времени поженимся.
    Деток своих нет, в браке 10 лет. Помогите как правильно решить вопрос о нашем родстве с мужем, чтобы снять с себя этот грех. В монастырях монахи говорят что не могут за нас молиться, т.к. не венчаны, а венчаться не можем потому что нужно решить вопрос о нашем родстве с мужем. Помогите пожалуйста, как и что мы должны сделать, чтобы не считались с мужем крестными одного и того же ребенка. Хотим повенчаться.

    • Здравствуйте, Ольга!
      Прошедший с 29 ноября по 2 декабря этого года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в документе «О канонических аспектах церковного брака» закрепил норму, согласно которой браки между восприемниками (крестными родителями) могут совершаться по благословению епархиального архиерея.
      Это постановление основывается на указе Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года, который отрицает духовное родство между кумом и кумой в связи с тем, что канонически действительное восприемничество возникает лишь между крестником и его крестным отцом и соответственно между крестницей и ее крестной матерью. То есть, древняя Церковь знала лишь восприемничество лиц одного пола с крещаемым.
      Для разрешения вашего вопроса необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею с прошением о благословении на церковный брак. Опишите в прошении ситуацию и приложите копии документа о государственной регистрации брака и свидетельства о крещении мальчика, в котором вы с супругом указаны крестными.

  33. Виталий

    Здравствуйте Владыка!
    В результате тяжелых жизненных обстоятельств пал духом. Да еще и личная жизнь не складывается — не женат и не был. Чувствую себя несостоявшимся и неполноценным. Бывает и малодушие из-за того что моя жизнь так сложилась. Но стараюсь молиться Богу, менять свое мышление, отношение к жизни на более радостное и позитивное — хотя пока этого не получается.
    Скажите пожалуйста, как выйти из этого душепагубного состояния?

    • Здравствуйте, Виталий!

      Это состояние святые отцы называют унынием, и оно действительно очень опасно для человека, как вы сами отмечаете. Святитель Иоанн Златоуст называет уныние страшным наказанием и говорит, что это некая вершина человеческого страдания, потому что оно разрушает внутренний мир человека. Человеку, впавшему в уныние порой может казаться, что нет смысла в жизни.

      Хочу напомнить вам слова преподобного Ефрема Сирина, сказавшего, что впавший в уныние человек так же далек от терпения, как больной от здорового. Грех уныния преодолевается терпением. Уныние нужно воспринимать как некий вызов духовному состоянию, и надо не отчаиваться, но терпением превозмогать уныние.

      Кроме того, попав в такое состояние, важно не впадать в лень и праздность, но стараться преодолевать уныние трудом. Мой вам совет: ставьте перед собой новые задачи, работайте, расти духовно и интеллектуально. Ведь появление новой цели всегда мобилизует силы человека, и он обретает способность преодолевать не только уныние, но и многие другие скорби.

      Но самое главное, обращайтесь к Богу в молитвах, просите у Него сил и терпения, черпайте подкрепление в спасительных церковных Таинствах.

  34. Алексей

    Владыка, благословите. У меня вопрос: как развенчаться с женщиной, с которой мы не живём уже шесть лет, теперь у меня своя семья, а у неё своя жизнь. Наши пути с той женщиной разошлись. Когда венчались были молоды, и к сожалению, не понимали всей серьёзности обряда венчания. Теперь хочется исправить свои ошибки и жить по законам Божьим, но уже с любимым человеком. Помогите, пожалуйста, подскажите. Спаси Господи.

    • Здравствуйте, Алексей! 
      В Церкви не существует обряда «развенчивания». В настоящее время Русская Православная Церковь на основании древних правил и современных канонических определений считает в ряде случаев допустимым расторжение церковного брака, и правящий архиерей дает благословение на совершение венчания во второй раз.
      Для этого необходимо встретиться со своим приходским священником, который после изучения ситуации должен дать соответствующее заключение о возможности для невиновной стороны венчаться вторым браком. 
      Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.

  35. Екатерина

    Добрый день. Подскажите пожалуйста мне как поступить. Пять лет назад распался мой церковный брак по причине прeлюбодеяния супруга, в доме до сих пор я храню свое обручальное кольцо. Окружающие люди говорят, что венчальное кольцо обладает сильной энергетикой и хранить его нельзя, так как мы развелись. Так ли это на самом деле и что мне делать с этим кольцом, чтобы оно не влияло на мою судьбу как они утверждают. Спасибо заранее за ответ!

    • Здравствуйте, Екатерина!
      Так называемая «энергетика» обручального кольца — это народное суеверие. Как поступить с кольцом должны решить вы. Можете снять и положить на полочку к иконам или в другое место, некоторые после развода продолжают носить кольцо, но на другом пальце — в этом тоже ничего плохого нет. Кто-то несет кольцо в храм и жертвует его к святыне или иконе, куда его потом подвешивают. Если вас все равно беспокоит «энергетика» кольца, то вы можете попросить священника освятить его.

  36. София

    Благословите, Владыка! Меня зовут София, хочется задать вам вопрос связанным с Вашей службой. Вы преимущественно бываете в крупных городах нашего края, а в маленькие и незначительные села приезжаете с визитом?

    • Здравствуйте, София!
      Как правящий архиерей Ставропольской и Невинномысской епархии я совершаю богослужения не только в городах, но так же и в районных центрах и в небольших населенных пунктах. Подтверждение моим словам вы можете найти на нашем сайте, где регулярно публикуются новости о моих богослужениях.
      Конечно, в силу своей загруженности общецерковными послушаниями и учитывая, что наша епархия совсем не маленькая по территории, я не могу даже за год объехать все приходы. Поэтому быть в курсе приходской жизни во всех населенных пунктах помогают мои помощники — благочинные, которые в свою очередь регулярно объезжают все приходы своего округа, совершают богослужения и знакомятся с жизнью церковных общин.

  37. Дарья

    Владыка благословите!
    У меня такой вопрос, я опаздываю с подачей документов в РШ, скажите в какой день можно подать документы?

  38. Светлана

    Благословите, Владыко! Скажите, пожалуйста, будет ли открыт магазин «Церковная трапеза» в Михайловске?

    • Здравствуйте, Светлана!
      Открытие магазина «Церковная трапеза» в Михайловске запланировано. Как только будет найдено подходящее помещение, магазин начнет работу.

  39. Сергей

    Здравствуйте, владыка. У меня такой вопрос: если мы все люди такие грешные, плохие, ничтожные, что же тогда можно любить и уважать в себе? Приемлемо ли для православных чувство самоуважения?Спасибо.

    • Здравствуйте, Сергей!
      Благодарю за актуальный вопрос! Христианин должен подходить к оценке собственной личности c осторожностью. Самолюбование опасно в первую очередь тем, что человек начинает видеть себя в некоторой степени совершенным, не требующим исправления или изменения своих недостатков, что само по себе уже является опасным. В этот момент происходит остановка в саморазвитии. Напротив, чувство неудовлетворения собой – это нормальное состояние христианина.
      Достоинство человека обусловлено его сотворением по образу Божию (Быт. 1,26). Благодарите Бога за дар жизни, и живите в соответствии с этим даром. Вот этот Божественный дар человек должен любить в себе.

  40. Дарья

    Владыка благословите!
    у меня такой вопрос, можно ли поступить в Регентскую школу без музыкального образования?

  41. Елена

    Здравствуйте! У меня вопрос: почему крещение ребёнка (младенца) стоит так дорого? А если у меня нет такой суммы, ребёнок должен остаться некрещёным? В нашей церкви мне объяснили что: 1) перед крещением нужно пойти собеседование, иметь рублей 300-400 на литературу. 2) ПОЖЕРТВОВАНИЕ!!!! — 1000 рублей, 3) свечи — 400, иконка от 100 и до бесконечности, 4) и другие расходы, не указали что. Получилось более 2000 рублей. Разве пожертвование имеет определённую таксу? Когда священное таинство стало недосягаемым для простых людей. Андроповский район, с.Курсавка

    • Здравствуйте, Елена! Действительно, сегодня в Русской Православной Церкви введена обязательная предкрещальная катехизация (оглашение), которая подразумевает, что родители и/или крестные должны пройти несколько предварительных бесед, цель которых сообщить желающему принять Таинство Святого Крещения самые минимальные сведения о Православной вере — о том, без чего оно не может быть совершено.

      Вера — вот главное условие принятия Таинства. «Аще кто веру имеет и крестится, спасен будет, а кто не имет веры – осужден будет» — говорит Господь в Евангелии (Мк. 16, 16).
      У христианина обязательно должна быть и самая необходимая литература — Библия и молитвослов. Из Священного Писания мы узнаем все вероучительные истины и Божии заповеди, а молитвослов необходим для того, чтобы готовящийся ко Крещению приобретал навык молитвы.

      Во всех храмах размеры пожертвований указаны как рекомендуемые. То есть, нуждающему человеку ни один священник не откажет ни в Таинстве Крещения, ни в отпевании умершего, ни в каком ином церковном обряде, и совершит любое Таинство без денег. Если нет совсем средств на пожертвование при Крещении и священник отказывает в Таинстве, то в таком случае стоит обратиться в Епархиальное управление.

      Хочу сказать, что Церковь всегда существовала на пожертвования. Из этих средств выплачивается заработная плата сотрудникам храма, оплачиваются коммунальные расходы, приобретается все необходимое для богослужений. Поэтому, отнеситесь с пониманием к этому.

  42. Светлана

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, можно ли являться крестным двум деткам в одной семье? И будет ли является отказ в крещении второго ребеночка грехом, если человек духовно не готов ко второму крещению и честно это признает? Спасибо!

    • Здравствуйте, Светлана! В Православной Церкви нет ограничений по количеству крестников. Хорошо, что вы задумываетесь об ответственности крестного, потому что обязанности восприемника (а именно так называется крестный) не заканчиваются участием в Таинстве Крещения, а будут продолжаться еще долгие годы.

      Отказаться быть крестным — это не грех. Если вы чувствуете, что духовно не готовы к этому, то лучше отказаться. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей. Главное, правильно объяснить родителям причину отказа, чтобы не вызвать обиду.

  43. Сергей

    Здравствуйте Владыко Благослови ,как хочится начится вере православной как хочется служить Богу жить его дыханием ,я так мало знаю ,как Хочу окунутся в жизнь Храмов отдвать себя служению Богу

    • Здравствуйте, Сергей!

      Церковную жизнь, конечно же надо начинать с принятия Таинства Святого Крещения. В Евангелии от Марка сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16: 16).

      Если Вы уже крещены, то следует ничего не смущаясь начинать регулярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о правилах поведения в храме можно приобрести в церковной лавке соответствующую литературу.

      Молитва, посещение храма, регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причастия — являются началом и основой церковной жизни православного христианина.
      Духовная жизнь — это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать.

      Обязательно читайте Священное Писание, толкования на него Святых Отцов — вот, что важно в начале пути воцерковления человека.

  44. Дмитрий

    Здравствуйте, Владыко. У меня два вопроса. Мы с моей невестой намерены венчаться в православной церкви. При этом я православный христианин, а она крестилась в Армянской Апостольской церкви. Есть ли какие-либо препятствия к тому, чтобы нам венчаться в православном храме и что для этого нужно? И второй вопрос следующий. Сестре моей невесты 23 года и до настоящего времени она не совершала таинства крещения. Сейчас она намерена креститься и обратилась ко мне с просьбой быть её крестным отцом. При этом она намерена креститься в Армянской Апостольской церкви. Я знаю, что ААЦ не является православной церковью, в связи с чем у меня вопрос относительно возможности моего участия в крещении в качестве крестного отца в Армянской церкви.

    • Здравствуйте, Дмитрий!

      Церковь, проявляя пастырское снисхождение как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей (в том числе – Армянской Апостольской Церкви) и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.

      Об этом сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (глава X.2).

      О возможности стать восприемником при крещении в Армянской Апостольской Церкви Вам лучше уточнить у ее священнослужителей.

  45. Катерина

    Здравствуйте, Владыко! Пять лет назад в связи с совершенным прелюбодеянием своего мужа и создание им семьи я подала на развод в церковь Александра Невского, так как мы были венчаны. Мне там выдали справку разрешение на развод. Считается ли это расторжением церковного брака или мой бывший муж живет со своей новой женой и сыном во грехе?

    • Здравствуйте, Екатерина!

      Действительно, Церковь признает возможность прекращения брака в случае прелюбодеяния одного из супругов (см. Евангелие от Матфея 5, 32; 19, 9).

      Тот документ, который Вам был выдан, говорит о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком.

      Виновной стороне такая возможность так же может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.

  46. Енакенттй

    Здравствуйте Владыко. Я хочу быть ближе к Богу, но мои родители и сверстники не одобряют мое решение. Как мне быть в этой ситуации?

    • Здравствуйте! Если говорить о вере, то это дело глубоко личное каждого человека. Поэтому если вы взрослый человек, то не совсем обязательно рассказывать родителям о том, что вы ходите в храм, участвуете в церковных Таинствах и прочее. Говорю вам так, потому что родители могут быть против вашей веры даже потому, что они сами от этого далеки и им непонятно, например, зачем ходить в храм каждую неделю, зачем надо соблюдать посты и причащаться, а также многое другое. Их непонимание может быть даже из-за того, что они боятся вашего ухода в монастырь или каких-то иных крайностей!

      Главное, ни в коем случае не осуждайте родителей за непонимание. Родителей мы должны почитать, молиться за них, быть благодарными им за любовь и доброту.

      Замечательно, что в вас уже есть ростки веры. Постарайтесь войти в благодатный опыт Церкви, в котором собрано все высокое и истинное. Не входите в конфликт с родными по вопросам веры, старайтесь сглаживать острые углы.

      Отнеситесь к этой ситуации как к маленькому испытанию, благодаря которому вера наша и становится тверже. Православие ценно в нашей жизни тогда, когда мы ради него чем-то жертвуем и что-то ради Христа, ради нашей веры претерпеваем, будь то даже укорение или непонимание со стороны наших близких. Так что для христианина это, скорее, повод радоваться.

  47. Анастасия, г. Владимир

    Здравствуйте, Владыко! Обязательно ли православному человеку иметь духовника? Я в церкви с детства, но до сих пор духовника у меня нет. На исповедь в силу обстоятельств хожу к разным батюшкам, какие-то текущие вопросы, вызывающие затруднение, задаю им, но хочется иметь возможность более глубокого духовного общения, что в формате исповеди совсем не получается. Как быть? Очень хотелось бы иметь человека, который бы вёл ко Христу, а не только выслушивал грехи. Просто подойти к «понравившемуся» батюшке и сказать «будьте моим духовником»?

    • Здравствуйте, Анастасия!

      Сказать, что это обязательное условие для спасения, конечно, нельзя. С другой стороны, для христианина очень полезно иметь умудренного духовным деланием и жизнью духовника, который мог бы водительствовать в церковной жизни. Авва Дорофей в своем поучении пишет: «Итак, если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то ему разъяснят и откроют коварство врага. Великое счастье, когда при мысленной брани есть духовник, которому можно исповедаться. Бес ненавидит этот путь. Такое исповедание начинает умерщвлять мало-помалу страсти».
      Какого-то правила, как искать духовника, не существует. Молитесь Господу и Его Пречистой Матери помочь вам в ваших поисках. Если такой духовник вам встретится, то нет ничего страшного подойти к нему и изложить свою просьбу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*