Группа паломников из Ставропольской и Невинномысской епархии впервые посетила пещерные монастыри Воронежской земли. Поездка прошла с 1 по 4 октября 2018 года.

Ранним утром группа выехала из Ставрополя в Дивногорье, и к вечеру паломники уже были в первом пункте назначения — Свято-Успенском Дивногорском мужском монастыре. Главная святыня обители — «Сицилийская» икона Божией Матери.

На утро паломники помолились за Божественной литургией в Успенском соборе и прошли крестным ходом по пещерам монастыря, посетили храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, ознакомились с историей монастыря.

Затем группа отправилась в следующий монастырь, вырытый в пещерах — Костомаровский Спасский женский монастырь. Природный ландшафт этой обители местами удивительно похож на причудливую скалистую местность в Малой Азии. Христиане, бежавшие от кровавых гонений римских императоров, поселились на этой земле уже в I веке по Рождестве Христовом. В толще многочисленных гор они создавали жилища, храмы и монастыри. До наших дней сохранилось несколько тысяч выдолбленных в скалах пещерных церквей и несколько десятков подземных городов, которые в случае нападения врагов надежно укрывали своих обитателей.

Главная святыня обители — «Костомаровская» икона Божией Матери, подаренная монастырю императором Александром I, была прострелена богоборцами в лихие годы. Паломники посетили самое древнее сооружение монастыря — пещерный Спасский храма.

Утром, после Божественной литургии, паломникам предстоял переезд в Воскресенский Белогорский мужской монастырь. Святынями обители являются ковчежецы с частицами мощей блгв. кн. Александра Невского, свт. Спиридона Тримифунтского и многих других угодников Божиих. Очевидно, что Донские пещерные храмы, служили укрытием древних подвижников и от летнего зноя, и от многочисленных набегов кочевых племен. Но самым главным для их создателей было то, что пещера являлась тем тихим и безмолвным недром, которое идеально подходило для глубокой внимательной молитвы, где ничем не развлекаемый ум всецело устремлялся к Богу.

По своей внутренней структуре, принципу построения и функциональному использованию Донские пещерные монастыри почти в точности повторяют древние подземные сооружения Каппадокии. Главное место в них занимает храм, имеются также монашеские келии и усыпальницы для погребения почивших. Эти факты позволяют с большой степенью достоверности говорить не только о единой христианской традиции пещерного зодчества, но и о принадлежности создателей пещерных монастырей единому историческому периоду.

После монастырской трапезы, паломники отправились в обратный путь домой.