Господа атаманы! Братья казаки! Досточтимые отцы! Братья и сестры!
С древних времен Донская икона Божией Матери почитается казаками как одна из главных святынь.
1 сентября, в престольный праздник, в Донской ставропигиальный мужской монастырь – духовный центр российского казачества – стекаются представители власти, деятели культуры, благотворители, прихожане и сотни казаков, чтобы помолиться за Божественной литургией, которую в этот день возглавляет Святейший Патриарх.
Известно, что перед сражением на Куликовом поле великий игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил князя Димитрия Донского без сомнения вступить в бой, вооружил молитвой; в ответ Великий князь пообещал в случае победы над «безбожными» поставить монастырь в честь Пречистой Богоматери. Среди донских казаков существует убеждение, что именно через них на месте нынешнего Донского монастыря образ Донской иконы оказался в войске Димитрия Иоанновича. На протяжении всей истории походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. Вот и в битве на Куликовом поле Донская икона Божией Матери явила Руси свою благотворную помощь.
Большинство молитв, возносящихся верующими перед особо почитаемой иконой, — о мире. Донскому образу Богоматери молятся люди разных профессий, но объединенных служением Отечеству и Богу. Сегодня, при растущих угрозах международного терроризма и военных конфликтов в мире, нашей планете в целом и Русской земле, в частности, нужна защита Божией Матери. Мы молимся о сохранении общего дома, великого Отечества, приумножении и благоденствии народа нашего, помощи православному русскому воинству.
В последние десятилетия успешно восстанавливается жизнь приходов и храмов, растет число епархий Русской Православной Церкви и количество духовников, окормляющих казачество. Все активнее вовлекаются атаманы и казаки в задачи несения государственной и иной службы. Они ведут военно-патриотическую работу с подрастающим поколением молодых казаков, изучают закон Божий, казачьи уставы, строевую подготовку. Эти занятия часто проходят по воскресеньям, после Божественной литургии, на которой прихожане объединены соборной молитвой, в том числе, перед Донской иконой Божией Матери. Таким образом, кропотливо – стежок к стежку – собирается воедино разодранное после октября 1917 года полотно казачьей жизни, восстанавливается историческая память, его самобытность и духовно-нравственные традиции.
Чувство ответственности за судьбы людей, сознание долга сильного перед слабым, умение ценить настоящую дружбу и братское единение, желание трудиться на перспективу, «быть казаком, а не казаться», – вот с этими принципами вырастает нынешняя казачья молодежь, наблюдая повседневную жизнь, проблемы и заботы казачьих обществ, в которых состоят их отцы. Словом и делом казачество обязано свидетельствовать об истине Православия. Так есть и должно быть впредь, ведь все мы – братья и сестры во Христе, стремимся сохранить и развивать завещанный предками уникальный русский мир. Все лучшее в будущем православном человеке и воине закладывается в детстве и отрочестве. Поэтому так важно повседневное деятельное соработничество казачьего духовенства и представителей казачества, нацеленное, прежде всего, на молодежь. Например, в паломнических поездках в святые места многовекового подвига монахов, сохранивших истинную Православную веру в первозданной чистоте, молодые казаки получают возможность приступить к Таинству Покаяния и приобщиться Святых Христовых Таин, глубоко осознать свою личную миссию на Земле.
В этот светлый, торжественный день от всей души желаю всем вам, дорогие братья казаки, Вашим близким — неустанной веры в силу и мудрость Божию, мира Отечеству нашему и каждому из нас, спасения всем через бескорыстное служение людям. С Праздником!
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством