Никого сегодня не удивляют поклонные кресты, которые устанавливаются при вьезде в села и города. Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Знаменательно, что именно 24 июля, в день памяти св. равноапостольной княгини Ольги, при въезде в хутор Верхнеегорлыкский Шпаковского округа был освящен новый Поклонный Крест взамен пришедшего в ветхость деревянного Креста.

По благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла чин освящения новосооруженного креста совершил благочинный храмов Михайловскского округа протоиерей Игорь Подоситников в сослужении с настоятелем Казанского храма с. Татарка протоиереем Владиславом Левченко.

На торжество собрались местные жители, казаки, гости из Ставрополя, Михайловска и окрестных сел. Обращаясь к собравшимся перед началом молебна, протоиерей Игорь Подоситников поздравил всех со знаменательным событием и отметил, что ”Поклонные кресты ставили православные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам и были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели”.

На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. А также на южных рубежах нашего Отечества, на Северном Кавказе, в том числе. Видимо, потому, что это был форпост Православия, православные люди осваивали эти пространства в непростых условиях.

А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж говорить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». Кресты уничтожались воинствующими безбожниками.

Был уничтожен такой поклонный крест и при въезде на хутор Верхнеегорлыкский. Когда-то это была казачья станица Никольская, перенесенная вместе с храмом в начале 19 столетии в окрестности нынешнего города Черкесска. На месте станицы остался хутор и поклонный крест.

В начале 1990-х годов местным казачеством деревянный поклонный крест был восстановлен, но со временем пришел в ветхость.

Трудами казаков хуторского казачьего общества с. Татарка Терского войскового казачьего общества во главе с атаманом Виктором Ефимовичем Сечиным был изготовлен новый крест, благоустроена территория.

Как отметил в своем слове атаман Центрального районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества Андрей Олегович Воронцов, “Поклонные кресты всегда воспринимались как знак Божьего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Поэтому возле Крестов собирались православные люди, совершали молебны или панихиды. Это всегда было местом молитвы”.

По завершении молебна, все его участники пропели тропарь Кресту Христову и молитву « Кресту Твоему поклоняемся, Владыко”.