4-5 сентября Ставрополь посетил председатель Патриаршего совета по культуре, викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Егорьевский Тихон. Визит владыки Тихона был приурочен к открытию в краевой столице исторического парка «Россия — Моя история». Епископ Тихон ответил на ряд вопросов корреспондента пресс-службы Ставропольской и Невинномысской епархии Людмилы Ходаревой об этом событии, а также о деятельности Патриаршего совета по культуре.

— Владыка, расскажите о роли Русской Православной Церкви в создании в России интерактивных исторических парков «Россия — Моя история».

— Патриарший совет по культуре открыл первые интерактивные парки, которые ориентированы на самые широкие круги интересующихся историей. В создании выставок, кроме представителей духовных академий, принимали участие преподаватели и профессора Московского государственного университета, историко-архивного института, Российского государственного гуманитарного университет, руководители и сотрудники архивов. Сама идея создания интерактивного масштабного проекта принадлежит Патриаршему совету по культуре, а вот воплощение, конечно, академическое, и это важно.

Главная наша задача — не оценочные суждения относительно событий истории, а возможность представить максимальное количество достоверного исторического документального повествования.

Люди сами должны составить свое представление о тех или иных событиях в отечественной истории.

— Каковы результаты работы музейных комплексов?

— Результаты этой огромной работы весьма заметные. Большое количество молодёжи увидели в интерактивных исторических парках возможность с интересом узнать об истории, о событиях и фактах, которые в учебниках изложены сухо. О популярности исторических парков говорят записи в книгах отзывов, многочисленные письма, которые мы получаем, и сообщения в интернете. В Москве с нашим историческим парком активно работает ассоциация учителей истории. Они приводят сюда целые классы школьников. Проводят экскурсии профессионалы историки. Вы знаете, сейчас уже даже сами учителя, освоив электронный контент, проводят яркие, интересные, запоминающиеся экскурсии. Некоторые из посетителей приходят в парк по несколько раз. Выбирают себе отдел и изучают всю предоставленную информацию. Кстати, мы выставляем в электронном виде архивные документы, ими пользуются те, кто серьезно занимается историей.

— Ваше Преосвященство, в последнее время в обществе достаточно активно обсуждают фильм Алексея Учителя «Матильда». Он еще не вышел на широкий экран, а общество уже разделилось на «за» и «против». Кто-то настаивает на том, чтобы запретить фильм, кто-то не видит в нем ничего оскорбительного. Интересно отношение Патриаршего совета по культуре и Ваше личное.

— Лично признаюсь, что не считаю это произведением искусства. Но запретов мы не поддерживаем! Я читал сценарий и видел трейлер фильма. И надо сказать, что история отношений Матильды Феликсовны Кшесинской с наследником Николаем Александровичем изложена лживо. Больше об этом могут рассказать известные историки и знатоки той эпохи.

Николай Александрович любил свою замечательную супругу Александру Федоровну. Но вначале их отношений немецкая принцесса Алекс отказала наследнику Николаю, и поэтому он увлекся балериной Матильдой Кшесинской. Одни историки говорят о достаточно близкой связи, другие утверждают, что это была лишь влюбленность. Я не хочу рассуждать об отношениях, которые были между молодыми, но уже взрослыми, людьми. В 1894 году получив согласие на брак от Алекс, наследник Николай приехал к Матильде. Он попросил у нее прощение, за то, что обнадеживал ее. Конечно, это драма. Ведь он понимал, что не сможет стать мужем балерины. Тогда он обеспечил ее жизнь, в том числе помог и в карьере. Но больше они никогда не встречались. В 1894 году в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Николая Александровича и Александры Федоровны.

Лично признаюсь, что не считаю это произведением искусства. Но запретов мы не поддерживаем!

Исходя же из трейлера и сценария, история изложена лживо. К чему такое сознательное искажение фактов? Единственный художественный фильм об императоре в год столетия революции посвящен вульгарной, лживой версии его взаимоотношений с балериной. Повторю, что с 1894 года между этими людьми не было никаких отношений. Однако в трейлере наследник, будучи мужем, скачет из одного будуара в другой. Это клевета, с какой стати так очернять замечательную императорскую семью? А Александра Федоровна с заточкой, идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь. Какой бред!
Благороднейший человек, император Александр III, прекрасный семьянин, воспитавший сына в верности России, по сценарию произносит следующие слова: «Я единственный из Романовых, который не жил с балеринами». Это нельзя расценивать даже как шутку, это откровенная пошлость и клевета.

Нужно отметить, что существуют достоверные письма Александра III к своей жене, где царь пишет на французском языке об ужасе того, что Никки увлекся Матильдой, о необходимости прекратить эту связь. А по сценарию, Александр III вовсе не против таких отношений, для какого-то опыта. Это просто феерическая пошлость!

Мы не хотим морализировать, мы говорим об исторической достоверности. Но так же нельзя оставаться равнодушными к такому лживому изложению нашей истории. Мы не призываем к запретам. Не имея в стране цензуры, мы понимаем, закрыть или запретить что-либо – это тупиковый вариант. Но когда у нас пытаются отнять право говорить правду о нашей истории и о людях, которые были значимыми, мы будем защищать их доброе имя. Но только фактами и документами. Может быть, создатели фильма внесут изменения в картину и тогда, конечно, наше отношение тоже изменится.