Архив



1100-лет со дня Успения св. Климента Охридского

saint_clement_of_ohrid_icon_13th-14th_century

25 ноября 2016 г. Болгарская православная церковь чтит память святого Климента Охридского – самого известного, близкого и талантливого ученика славянских апостолов святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителя болгар в эпоху Первого болгарского царства, книжника, который, по мнению большинства современных ученых, создал кириллицу такой, какой православные славянские народы пользуются до сих пор. А в этом году мы отмечаем 1100-летие со дня Успения святого.

Кириллица создана на основе греческого письма, при этом ее создатель немало потрудился над тем, чтобы приспособить греческое письмо под славянскую фонетическую систему. На основании кропотливой работы с рукописями, изучения их лингвистических особенностей, территории распространения, палеографических характеристик, исследователи пришли к выводу, что глаголица создана раньше кириллицы, глаголицу, по-видимому, создал Кирилл, а кириллицу – талантливейший ученик Мефодия Климент Охридский. Алфавиты на основе кириллицы являются или являлись системой письменности для 108 естественных мировых языков.

Что известно о жизни святого Климента?

Согласно житию Дмитрия Хоматиана он происходит из „европейских мизов”, как в те времена называли болгар. Есть предположения, что он сын „благородных родителей”, т.е болгарского аристократа. Сыновья аристократов обучались в своеобразных пажеских корпусах, где они изучали языки, управление администрацией, военное дело. Из сведений о зрелой жизни Климента видно, что эти знания он успешно приложил в своей деятельности книжника и церковного администратора.

Вероятно, еще в ранней молодости он присоединился к кругу славянских книжников вокруг Константина Философа и его брата Мефодия. Это время совпало с драматическими событиями в Болгарии и славянском мире, которые определили его личную судьбу. В 865 г. болгарский владетель Борис I объявил христианство единственной разрешенной религией в Болгарском царстве. В эту эпоху Болгария включала в себя, кроме нынешней ее территории еще и территории Сербии, Украины, Македонии, Румынии, Молдовы, Южной Украины и Северной Греции, которые населялись болгарами, фракийцами, славянами, аварами, греками, сербами, влахами. Вот почему Борис I добывался своими связями с элитой Византии, патриархом Фотием и императором Михаилом, создать славянскую (древнеболгарскую) письменность и ввести богослужение на родном языке.

Эта задача была возложена братьям Кириллу и Мефодию – двум высшим византийским служащим болгарского происхождения, которые в 855 г. создают новую азбуку, т.наз глаголицу, переводят самые необходимые богослужебные книги и начинают проповеди в Болгарии в долине реки Брегалница (на территории нынешней Восточной Македонии). Там они крестили 54 000 болгар, но их миссия вскоре была прекращена. Именно тогда к Кириллу и Мефодию присоединяется группа молодых болгар и среди них своим умом и работоспособностью отличался Климент, который быстро занял позицию лидера.

С этого момента Климент стал спутником жизни и деятельности двух братьев Кирилла и Мефодия. Он работает с ними в Великоморавии до 886 г. и после смерти и Мефодия в 885 г – Кирилл умер в 869 г. – под давлением немецких епископов был арестован великоморавским князем Светополком вместе с еще 200 учениками. Борис I однако добился освобождения Климента, его брата Наума и Ангелария и принял их в Болгарии с великим почетом и очень радушно.

Борис сознавал, что они очень полезны для царства, так как в это время богослужение велось все еще на греческом языке. Для болгарского владетеля выход был один – создать собственный славяноязычный духовный клир, который постепенно принял бы управление болгарской церковью и впоследствии отстаивал бы ее независимость. Вот почему в 886-887 гг. Клименту была возложена очень ответственная миссия учителя. Его послали в область Кутмичевица. В те времена это были юго-западные болгарские земли, а сегодня – это территория Республики Македония и Албании.

Это была колоссальная в физическом и интеллектуальном отношении задача. В очень короткие сроки, всего за 6 лет, до 893 г., в созданной им Охридской просветительской школе, сравнимой по своему значению с Магнаурской школой в Константинополе, Климент при исключительной поддержке со стороны богатого и стабильного болгарского царства и, благодаря своим организаторским и педагогическим умениям, успел обучить и подготовить 3 500 священников. Вскоре после восхождения на престол в 893 г. сына Бориса I, Симеона, Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а богослужение в епархии Климента перешло с греческого на болгарский язык и впервые вся богослужебная, проповедническая, вся церковная практика стала совершаться на понятном населению языке. Древнеболгарский язык официально становится языком священным, равнопоставленным греческому, еврейскому и латинскому языкам. В Симеоновой Болгарии он становится богослужебным, а позже стал использоваться и другими славянскими православными народами – сербским и русским.

Климент прожил долгую и благочестивую жизнь. Умер в глубокой старости 27 июля 916 г. Тело святителя было погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре, в могиле, выкопанной им самим. Вскоре после его смерти Болгарская церковь причислила его к лику святых. Существует один интересный и показательный эпизод из его последних дней жизни. За несколько месяцев до своей смерти он попросил царя Симеона освободить его от выполнения обязанностей митрополита, но получил отказ. Таким образом, он служил достойно до своего последнего дыхания не только церкви, но и „на пользу роду болгарскому”, за что болгарский народ отдает ему великий почет. В честь Климента Охридского названы Софийский государственный университет, много улиц и школ в Болгарии.

А это уважение он заслужил благодаря не только тем, что облегчил написание славянских букв и создал кириллицу; не только тем, что перевел тысячи страниц богослужебной литературы и тем самым поспособствовал переходу при богослужении с греческого на болгарский язык; не только тем, что он положил начало борьбы за самостоятельную, независимую болгарскую церковь.

Кроме всего перечисленного св. Климент Охридски был очень талантливым гимнографом – автором поэтических хвалебственных песней. Именно он положил основы славянской церковной поэзии. Самые последние исследования в области гимнографии показывают, что он является автором свыше двадцати гимнографических текстов, написанных с исключительным мастерством. Идентификации этих произведений мы обязаны как болгарским, так и российским палеославистам.

Усвоивший лучшее из византийской церковной риторики, Климент проявил себя как опытный проповедник и эрудированный книжник. Он создал десяток произведений – поучительных и похвальных слов, необходимых в богослужении и для воспитания новокрещенных христиан в нормы христианской морали и этики, для разъяснения основных догм и таинств Церкви. Его стиль точен, образен и эмоционален. Заслуга Климента в том, что он создал первое оригинальное панегирическое произведение про своего великого учителя св. Кирилла – это Похвальное слово Константину Философу, в котором прославляет двух славянских апостолов Кирилла и Мефодия. Тем самым он содействует сохранению исторической памяти о них не только среди болгар, но и во всем славянском мире, благодаря большому числу списков.

Произведения святителя Климента являются общеславянским литературным наследием. После принятия христианства на Руси и в Сербии, десятки болгарских рукописных книг переписываются русскими и сербскими книжниками. В русских списках сохранено самое большое число похвальных слов святителя Климента и русские книжники имеют особую историческую заслугу сохранить бесценное литературное наследие, которое формирует общую православную культуру славянского мира. Поэтому чествование сегодня 1100-летия его Успения – это чествование не только начала славянской письменности, но и создания нашего общего православного культурного пространства.

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники