Архив



Священник как пастырь и педагог

image015

Само  называние  священнослужителя Церкви  пастырем  указывает  на то, что он не один, что у него есть Богом и священноначалием ему данная паства, которая для женатого духовенства становится во многом ближе, чем его кровная семья.

Ведь  по канонам Церкви одним из обязательных условий хиротонии в иерея является рукоположение его на конкретный приход данной епархии, в  определенную общину верующих христиан. И в результате иерей сразу поставляется во взаимодействие и постоянное общение с народом своего прихода, причем зачастую совершенно ему незнакомым, так как приезжает на свое новое место служения по указу правящего архиерея.

Конечно же, священник – это в первую очередь служитель алтаря Господня и Его Таинств, и это  делать второстепенным невозможно, но и «прятаться» за стеной иконостаса от своего народа тоже  уже не получится. Тем более, что и  по церковным канонам, даже совершение Литургии (до начала Великого Входа) необходимо приостановить, если возникла нужда пойти к умирающему, чтобы его крестить, или исповедать и причастить, напутствуя, быть может, последним пастырским словом.

Как писал в своих творениях в начале 20-го века ревностный пастырь и миссионер священномученник Иоанн Восторгов (родившийся и выросший на ставропольской земле): «…надо собирать чад Церкви, скреплять  их, единить  пасомых,  вооружать  духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями, не формальными лекторами – проповедниками с церковной кафедры, а будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными,- и тогда посрамится всякое сектанство. Тогда будет успешная борьба с тем, что может быть опаснее открытого сектанства: с сектанствующим настроением, с сомнениями и недоумениями, которые часто долго живут среди членов Церкви, постепенно охлаждая их преданность православию».

А для того, чтобы наладить добрые, христианские, плодотворные  и длительные отношения со своей паствой, священнику необходимы педагогические знания, умения и навыки работы с разными группами людей.  Это – и различные физические возрасты людей (младенцы, отроки, подростки, юноши, люди среднего и старшего возраста). Это – и разные возраста по степени воцерковления людей (оглашаемые, новоначальные, средние, опытные, обратившиеся из сект или других конфессий).

А также можно выделить разные социальные и психологические группы прихожан  (интеллигенция, рабочие, служащие, студенты и т.д.). И, как правило, все эти группы перемешены между собой.  И к каждому из этой группы нужно уметь относиться не по общему «шаблону», а различая его личностные характеристики и особенности.

Как сказал апостол Павел: «я стал всем для всех, чтобы приобрести некоторых». Поэтому, без  определенных педагогических умений и навыков можно быстро растерять и тот актив верующих, который уже есть на данном приходе. Господь, же благословляет своих учеников-апостолов и далее – всех священнослужителей становиться «ловцами человеков» и пасти «словесное стадо» овец Христовых.

Поэтому пастырь не может не быть педагогом, сначала в своей собственной, кровной семье (для супруги и детей) и далее – в своем приходе, общине, где есть духовные чада, которых также нужно направлять и сопровождать к спасению. Спасаемся же мы от власти греха, смерти и дьявола в Церкви Христовой – корабле спасения.

Священник  Родион Иванов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники