Архив



Проповедь митрополита Кирилла в храме святой блаженной Ксении Петербургской г. Ставрополя 7 января 2017 г.

Дорогой отец Дмитрий, настоятель этого святого храма, сердечно благодарю за добрые слова, сказанные в мой адрес, отцы, братья и сестры, позвольте поздравить всех вас с великим праздником Рождества Христова, который мы отмечаем сегодня. Мне хочется не только в кафедральных соборах, но и в других храмах нашей епархии поздравить православных прихожан с этим великим праздником. Как правило, график богослужений на Рождество и Пасху всегда расписан максимально плотно. Это будут города, станицы, поселки нашей епархии и, конечно храмы города Ставрополя.

Когда приближается какой-либо праздник, мы часто задумываемся о его истории, испытываем те или иные чувства. Например, 9 мая, в день Победы ветераны вспоминают, как воевали, получали раны, страдали, находились в плену или концлагере. Кто был ребенком в годы войны, вспоминает голод, когда приходилось питаться травой, чтобы выжить, и работать в тылу на заводах за станками наравне со взрослыми.

Мы с вами не жили в те страшные военные годы, но мы также чувствуем боль и страдание, уважение и гордость, когда слышим рассказы ветеранов или смотрим военные фильмы. Также мы должны относиться и к православным праздникам. Перед Рождеством Христовым или Пасхой мы должны напрягать свой разум и сердце, стараясь ответить на вопрос: зачем пришел Иисус Христос в наш мир? Какова вообще история существования этого мира? Почему Сын Божий должен был принять на себя человеческую плоть, которую нужно было питать и поить? Его плоть была подвержена боли, Он страдал от лжи и клеветы. Потом Он воскресил свою человеческую плоть и вознес ее на небо. Мы должны помнить про все это и про то, зачем же Он пришел?

А пришел Он для того, чтобы искупить грех первых людей. В раю находилось древо жизни, от которого Адам, Ева и их потомки должны были питаться и иметь бессмертие не только души, но и тела. Они не должны были физически умирать. Но Адам с Евой согрешили и были изгнаны из рая, а у этого древа был поставлен херувим.

Вчера в сочельник на Рождественской вечерне, в стихирах «Господи, воззвах» мы с вами слышали о том, какие препятствия уничтожаются с пришествием на землю Сына Божия: «Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся». Это значит, что разрушилась та преграда разделительная между Богом и человеком, огненный меч, который охранял вход в рай, прекратил свое действие и херувим отступил от древа жизни. Теперь у нас есть возможность вернуться к нему.

Иисус Христос пришел изменить человека, исправить то, что было порушено. Значит, мы должны откликнуться, сделать шаг навстречу. Без нашего желания Бог ничего не сможет сделать. Значит, нам надо изучать заповеди, каждый день читать Евангелие, приступать к Таинствам Церкви, чтобы употребить дары, которые Он принес для своего спасения. Вот об этом мы должны рассуждать в предрождественские и рождественские дни.

Также надо вспоминать и о том, кем были те люди, которые первые поклонились рожденному Богомладенцу. Это были пастухи – скромные, не богатые и не образованные люди. Они оказались первыми по своей простоте сердечной. Иисус Христос ведь тоже родился не в богатых палатах, а в скромной пещере, куда загоняли овец от непогоды. В день рождения Господу не нашлось места среди своего народа. В те дни императором был издан указ о переписи населения и никто не пустил в свой дом Деву Марию и Иосифа.

Хочу вам рассказать об одном монахе. Он знал, что есть один остров, на котором живут чудотворцы, которые якобы творят чудеса. Приехал он туда и стал спрашивать, как они живут на острове и как молятся. Они говорят «Молимся мы так: трое вас, трое нас спаси нас».  Тогда монах стал учить их молитве «Отче наш», говоря, что они молятся не правильно.  Жители острова прилежно все заучивали. Потом пришло время им расстаться. Старец уже в море, отплывает от острова, вдруг ему матросы говорят: «Посмотрите, к нам кто-то приближается». Оказывается, по воде бежали три старца. Монах и те, кто был рядом с ним, пребывали в полном недоумении. А старцы бегут за ними и кричат, что они молитву забыли. Монах в ответ им сказал «Молитесь, как молились». Он понял, что старцы молились простыми словами, но благодаря простоте сердца, огромной силе веры, они могли ходить по воде и совершать другие чудеса.

И вот родился Спаситель. Первые к нему поклониться пришли простые пастушки  со своими скромными сердцами. Потом пришли волхвы. Это уже мудрецы. Господь показывает, что им тоже открывается вера, если они не с критикой, а правильно пытаются изучить истину веры. Никто не отменял богословие как науку, духовные школы, красиво написанные богословские труды. Наука – это тоже благо. Здесь говорится о правильной мудрости.

Есть люди, которые каждый день видят чудеса и не верят в них, ищут им какое-то объяснение.

Многие годы я был наместником Донского монастыря, поэтому история его возникновения для меня имеет особое значение. Летом 1591 года огромная стотысячная крымско-татарская орда выступила в поход на Русское царство. Они стояли на Воробьевых горах в пяти километрах от Кремля. На месте сегодняшнего Донского монастыря, стояло войско Федора Ивановича царя Московского. Оно было в 4-5 раз меньше по численности. Ожидая кровопролитного сражения, воины молились в походном шатре перед чудотворной Донской иконой Божией Матери. Через двое суток крымское войско в панике убегает, бросая людей и повозки.

Федор Иванович вместе с воинами сразу сказали, что это Божия Матерь заступилась. На этом самом месте было велено построить сначала малый Донской храм, потом большой. Сейчас на этом месте находится Донской монастырь.

Что сегодня пишут историки? Они говорят, что к татарам пришла весть, будто из Великого Новгорода движется огромное ополчение. Они испугались и побежали. Они проделали не малый путь от Крыма до Москвы, потратили немало денег, и, вдруг, какая-то новость вдруг их могла так напугать!?

Современники тех событий сразу сказали, что нашу землю защитила именно Божья Матерь, сегодня же историки пытаются найти какие-то оправдания тем или иным поступкам. Донской монастырь существует как свидетельство веры простых любящих сердец.

Поэтому, дорогие мои, будем искренне верить в Бога, не придумывая себе ничего лишнего. Господь, видя это, поможет нам, правильно выстроить свою жизнь, воспитать наших детей, созидать сегодня Церковь, нашу страну, народ и каждую семью.

Еще раз сердечно благодарю всех вас за службу, молитву и труды. Может быть труды по храму идут не так заметно, но уже готова колокольня, постелены теплые полы и проведена большая работа по оформлению земельных участков. Все это требует больших финансовых затрат.

Я бы очень хотел, чтобы 6 февраля 2018 года, в день памяти блаженной Ксении Петербургской мы бы освятили этот храм полным архиерейским освящением. Таково мое благословение, поэтому, дорогие мои, помогайте батюшке – настоятелю. С Рождеством Христовым! Милости Божией всем вам.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники