Архив



Митрополит Кирилл совершил Литургию в Рождественский сочельник

img_6417

Утром 6 января, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Андреевском соборе г. Ставрополя.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики храма.

За богослужением молились преподаватели и студенты Ставропольской духовной семинарии, представители казачества и многочисленные прихожане храма.

Пели хор Ставропольской митрополии (регент — Елена Кириллова) и хор Ставропольской духовной семинарии (регент – Даниил Чукарин).

После сугубой ектеньи глава Ставропольской митрополии совершил молитву о мире в братской Украине.

Проповедь перед Причастием произнес иерей Евгений Шишкин, клирик Андреевского собора г. Ставрополя.

По благочестивой традиции в канун светлого праздника Рождества Христова Владыка ректор причастил студентов Ставропольской духовной семинарии.

По окончании Литургии были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова.

В заключение митрополит Кирилл поздравил духовенство и мирян с наступающим праздником Рождества Христова и пояснил его значение для всего человеческого рода.

Проповедь:

Дорогие отцы, братья и сестры, студенты нашей духовной семинарии, позвольте сердечно поздравить вас с Рождественским сочельником, с навечерием Рождества Христова. Этот день называется так, потому что Литургия святого Василия Великого предваряется Рождественской вечерней.

Мы с вами прошли Рождественский пост, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, мы приходили в Божий храм, исповедовались, причащались Святых Христовых Таин. И каждый по своим внутренним ощущениям пусть скажет себе, насколько он потрудился в дни Рождественского поста.

Взирая на то, сколько людей сегодня приходит в храмы, даже в эти выходные дни, которые длятся уже практически неделю, скорбит сердце. Еще раз нужно сказать, что архипастыри и пастыри нашей Церкви, миряне катехизаторы должны вновь и вновь идти в мир, в народ и проповедовать родившегося Христа.

Человек может стать верующим в Бога и практикующим христианином через разные обстоятельства. Кого-то воспитали с детства, кто-то прочитал страницу Евангелия или жития святого или другое поучение, кто-то увидел достойного христианина, который показал пример, каким должен быть настоящий христианин, а кто-то услышал слово священника. Слово мягкое, доброе, исполненное любви,  которое потрясло человека, живущего в окружении жестокости и злобы, а иногда и грозное слово священника, который видит, что люди не хотят замечать очевидного, совершенно понятного для разумного существа. Что есть истина, что есть ложь, что является основой злобы, ненависти, блуда, кто является проповедником этого и кто является проповедником любви, добра, милосердия, чистоты. И это слово должно идти над просторами нашего Отечества, чтобы его услышали люди.

Я бы хотел прочитать стихиры на «Господи, воззвах», которые мы слышали сегодня. Они написаны в основном святыми людьми, угодниками Божиими, освященными Святым Духом. Эти песнопения мы слышим на церковнославянском языке, а часто хор поет так быстро, что порой сложно уловить смысл. Но сегодня почти у каждого есть Интернет, посредством которого перед богослужением можно прочитать стихиры и песнопения, которые будут исполняться.

Так вот стихиры, которые сегодня пели наши хоры, удивительны по своему поэтическому звучанию, наипаче с огромной глубиной мудрости и смысла праздника Рождества Христова.

«Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися», — то есть, то что было проблемой, что стояло между Богом и человеком, это разрушается с рождением Христа, — «пламенное oружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни», — вы знаете, что Херувим был поставлен Богом у Древа Жизни, когда Адам и Ева были изгнаны из Рая за грехопадение. Так вот пламенное оружие убирается, Херувим отступает от Древа жизни, ибо у человека появляется возможность вернуться и вновь питаться от этого Древа Жизни, -«и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради», — потому что от этого Древа когда-то я был изгнан из-за непослушания, —«неизменный бо образ Oтечь, образ присносущия Eго, зрак раба приемлет»,— то есть великий образ неизменный Божий принимает плоть и образ раба,«от Неискусобрачныя Матере прошед, не преложение претерпев, eжебо бе пребысть», — то есть он не изменился, остался Богом, но стал человеком, —«Бог Сый истинен, и eже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. Тому возопиим: рождейся от Девы Боже, помилуй нас.

Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всячeская: пастырeм бо свиряющим и волхвом покланяющимся, Ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися, Спас душ наших».

Совершенно все понятно, надо вчитываться в эти слова.

«Царство Твое, Христе Боже, Царство всех веков»,— какая поэзия, какая сила!– «и Владычество Твое во всяком роде и роде, воплотивыйся от Духа Святаго  и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся, свет нам возсия, Христе Боже, Твое пришествие; Свет от Света, Oтчее сияние, всю тварь просветил eси, всякое дыхание хвалит Тя. Образ славы Oтчия, Сый, и прежде Сый», — то есть который был всегда и всегда будет, — «и возсиявый от Девы, Боже, помилуй нас».

Удивительна стихира следующая.

«Что Тебе принесем, Христе»,  — спрашивает песнописец от имени каждого из нас, — «яко явился eси на земли  яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит», —  то есть всякая тварь приносит тебе благодарение, — «Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли»,  — и, казалось бы, что же мы,род человеческий, принесем? — «мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас».

И конечно, каждый из нас должен спросить себя, что он принесет нашему родившемуся Христу?

Наконец, богородичная стихира вбирает в себя максимально смысл праздника:

«Августу eдиноначальствующу на земли», —  то есть когда римский император был главным, единоначальствующим на земле , — «многоначалие человеков преста; / и Тебе вочеловечшуся от Чистыя», -то есть к Тебе, Господи, Который вочеловечился от Пречистой Девы, —«многобожие идолов упразднися, под eдинем царством мирским гради быша, и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым», — то есть о том, что было повеление кесаря пойти каждому народу империи в свой город, откуда исходили его предки и пройти перепись, —«написахомся, вернии, Именем Божества, Тебе, вочеловечшагося Бога нашего», — что значит, что и мы записались как верные чада Господа, — «Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».

Велико наше церковное богатство – архитектурное, певческое, музыкальное, поэтическое, письменное.Традиции наши так мало знают наш народ и наши дети. Потому мы говорим, что и в школах нужны Основы Православной культуры. Всего одна стихира, а здесь сразу половина мировой истории! Можно говорить часами об одной стихире.

Дети должны изучать Основы Православной культуры, основы культуры нашего народа, христианской культуры, которая была тысячу лет, нас пытались оторвать от нее, но сейчас мы вновь изучаем и проповедуем наши святые традиции.

Дай Бог, чтобы мы учили этому наших деток. И паки и паки, дорогие мои, с наступающим праздником Рождества Христова, желаю вам в добром здравии, чистоте сердечной и радости духовной встретить этот святой праздник и так провести рождественские святые дни.

С праздником всех вас, с принятием Святых Христовых Таин!

 


Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники