Архив



Доклад митрополита Кирилла в Ставропольском театре драмы им. М.Ю. Лермонтова на торжественном собрании по случаю 170-летия Ставропольской духовной семинарии

Ставропольская духовная семинария – старейшее духовное учебное заведение Северного Кавказа. Она впервые открыла свои двери для учащихся 170 лет назад, когда очаги православной веры вновь затеплились в этом регионе после длительного перерыва.

Честь основателя семинарии принадлежит первому епископу Кавказскому – Преосвященному Иеремии (Соловьеву). Как писали современники, «это был великий подвижник, всю жизнь горевший чистым немерцающим светом христианской веры и добродетели. Образ его, полный величия и духовной красоты, был и будет путеводною звездой для “взыскающих града”, бегущих от суеты и злобы века сего…»[1]. Жизненный путь владыки Иеремии был тесно связан с великими святителями Русской Церкви XIX века: его лучшим другом с семинарской скамьи был «русский златоуст» святой Иннокентий Херсонский, пострижеником и духовным чадом его был святой Феофан Затворник, а святой Филарет Киевский рукополагал его в сан епископа и представил к служению на новообразованной Кавказской кафедре.

Прибыв в Ставрополь в 1843 г., Преосвященный Иеремия с первых же дней озаботился устройством здесь духовной семинарии, основание которой считал «не менее важным делом для Церкви, чем покорение Кавказа для государства». Однако вопрос решился лишь через 3 года, когда 20 июля 1846 г., в день святого пророка Илии, было получено разрешение императора: «Учредить в Кавказской епархии семинарию… открыв ее в Ставрополе с началом наступающего года…».

Семинария расположилась в доме городского головы Ивана Ганиловского возле Троицкого кафедрального собора. Со 2 октября владыка Иеремия уже начал учебные занятия: он лично преподавал катехизис и Священное Писание, а также привлек из духовного училища священников Быстролетова и Образцова. 8 ноября прибыл ректор – архимандрит Серафим (Аретинский), и спустя 5 дней, в день святителя Иоанна Златоуста, состоялось торжественное открытие Кавказской духовной школы. Обращаясь к воспитанникам семинарии (их было всего 55), владыка Иеремия высказал пожелание «увидеть в них… идеал чистоты и духовной непорочности, строгого воздержания и проникнутого любовию самоотречения, глубокой преданности воле Божией и крепкой веры в святость своего дела».

История донесла до нас имена первых тружеников Кавказской духовной школы: клирики города Ставрополя диакон Василий Минервин (письмоводитель) и священник Димитрий Гремяченский (эконом). Ректор архимандрит Серафим (Аретинский) – ученик, а затем молодой коллега епископа Иеремии по Киевской духовной академии. Инспектор – иеромонах Герасим (Добросердов). Выпускники Казанской духовной академии: Иван Петрович Гвоздев (преподавал риторику и поэзию), Арсений Ермилович Пиксанов (преподавал алгебру, геометрию, пасхалию и калмыцкий язык), Григорий Дмитриевич Соколов (татарский язык). Для преподавания осетинского языка по просьбе владыки Иеремии был направлен воспитанник Тифлисской семинарии Варфоломей Тучанов.

Упомянутый среди них иеромонах Герасим впоследствии стал архиепископом и был прославлен Церковью в Соборе Сибирский святых. Он был из белого духовенств. Овдовев, принял монашеский постриг. В Ставрополь его направил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, который так писал об отце Герасиме владыке Иеремии: «Он благочестный муж. Идет к Вам с послушанием устроению провидения, но с чувством заботы о своем малолетнем сыне. Вы узнаете от него обстоятельства, и благоволением и попечением Вашим устроить, что он будет творить свое дело не воздыхая». Спустя два года архимандрит Герасим стал вторым ректором Ставропольской духовной семинарии.

На начальном этапе редко кто из преподавателей семинарии оставался на должности более двух лет: они либо получали другое назначение по духовному ведомству, либо в поисках более солидного достатка переходили на службу в иные ведомства и учреждения. Семинария страдала, лишаясь своих лучших сил, частая смена преподавателей негативно отражалась на учебном процессе. Кроме того, преподавателям приходилось вести специфические для аграрного региона предметы, которые не изучались в духовных академиях (например, «сельское хозяйство», «естественная история», основы медицины и др.)[2]. В первые десятилетия истории семинарии почти все их свободное время уходило на подготовку конспектов занятий и разработку учебных пособий.

Однако духовная атмосфера, сформированная в семинарии епископом Иеремией (Соловьевым), святителем Герасимом (Добросердовым) и другими подвижниками первых лет, на многие годы вперед определила жизнь Кавказской семинарии. Этот добрый залог в полной мере раскрылся, когда ставропольская духовная школа восприняла благодатный опыт руководства со стороны святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского – выдающегося наставника духовной жизни, отца современного монашества. Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся духовный писатель, подвижник, архипастырь, миротворец, талантливый администратор, человек высочайшей духовности и культуры, он известен всему цивилизованному миру, как творец бессмертных духовных произведений и один из наиболее авторитетных руководителей человека на пути к Вечной Жизни.

К моменту прибытия святителя Игнатия в Ставрополь количество студентов семинарии достигло уже 150 человек. Владыка высоко оценил первые плоды ее деятельности. Он подчеркивал, что священнослужители-выпускники Кавказской семинарии, стоят, за редким исключением, на высоте своего пастырского призвания.

По его благословению духовная школа перешла из тесного здания в оживлённом районе города в более просторные помещения на тихой его окраине, возле Архиерейского леса. Это место и сегодня сохраняет память о заботах святителя Игнатия, открывая из окон семинарского общежития живописный вид зеленого лесного массива.

Святитель Игнатий уделял большое внимание воспитанию будущих пастырей. По его благословению воспитанники ежедневно участвовали в богослужениях в архиерейской церкви, которые совершались по монастырскому уставу. Святитель постоянно напоминал преподавателям Кавказской семинарии: «высокий, благородный характер воспитателя – главнейшая узда для воспитанников»[3]. Мудрый воспитатель, по его словам, «должен более внимания обращать на нравственную сторону взысканий, развивая в детях и юношах совестливость, как более гарантирующую их поведение». Наказания же за проступки должны быть непременно «соразмерны с виновностью» и не выходить за пределы «разумно-человеческие».

Среди учебных дисциплин святитель Игнатий обращал особое внимание на преподавание философии и логики. Он считал, что эти предметы, определяющие будущий образ мышления студентов, можно доверять лишь «зрелым мужам, изучившим положительные науки, философию и писания отцов Церкви», опытно познавшим значение христианства и потому не склонным «к односторонним увлечением»[4]. Подобно основателю семинарии, Преосвященному Иеремии, перед своим отъездом из Ставрополя владыка Игнатий передал в дар Семинарии личную библиотеку, в которой было 180 томов на древнегреческом, латинском и других языках[5].

Основы духовно-нравственного воспитания, заложенные святителем Игнатием, дали свои плоды. В 1871 г. ревизор Училищного Совета при Святейшем Синоде С.В. Керский после посещения Кавказской семинарии высоко отозвался о личных качествах ставропольских семинаристов: «Воспитанники Кавказской семинарии резко отличаются от того оригинального типа, который характеризует семинаристов центральных губерний России… В воспитанниках Кавказской семинарии нет того горького, разъедающего чувства недовольства и озлобления, которое обыкновенно вырабатывает тип бурсака, напротив, в них преобладает довольство настоящим и спокойный взгляд на будущее… Чувство чести – главный мотив их нравственных действий. Оно оберегает от грубых пороков и исправляет от лени»[6].

Период Великих реформ заметно отразился на системе духовного образования Русской Православной Церкви в целом и на Кавказской семинарии в частности. Закон 1867 г. открывал двери духовных учебных заведений для всех сословий. Состав предметов почти уравнялся с нормами светского образования. Вместе с тем, расширяется миссионерская составляющая семинарского образования.

В годы служения на Кавказе епископа Германа (Осецкого) – бывшего ректора Кавказской духовной семинарии – здесь были открыты кафедра калмыцкого языка (с 1874 по 1881 гг.) и позднее – кафедра раскола (с 1880 г.)[7]. Затем, уже при архиепископе Агафодоре, при семинарии открылись религиозно-нравственные чтения для интеллигенции (1894 г.) и краткосрочные миссионерские курсы для ревнителей православия.

Также при владыке Германе семинария, наконец, получила собственное здание. Еще в 1860 г. по инициативе святителя Игнатия для Кавказской семинарии были приобретены 3 дома, находившиеся рядом с Андреевской церковью. Однако лишь 29 декабря 1878 г. Указом Святейшего Синода было разрешено строительство здания Семинарии[8]. В 1883 г. постройка нового трехэтажного корпуса (на тот момент – самого большого в городе) была завершена[9]. Домовый семинарский храм был освящен в честь святителя Димитрия Ростовского (ныне в здании Семинарии располагается один из корпусов Северо-Кавказского федерального университета, а в Свято-Дмитриевском храме – Зал заседаний Ученого Совета СКФУ). Кроме того, с 1870-х гг. (после введения нового семинарского устава 1867 г.) значительно улучшилось финансирование семинарии. Благодаря этому снизилась текучесть кадров, стаж работы многих преподавателей в семинарии стал измеряться десятилетиями.

Деятельность педагогической корпорации теперь не ограничивалась образовательным процессом, многие преподаватели стали играть заметную роль в общественной жизни города Ставрополя, получили широкую известность за пределами северокавказского региона. Так, например, художник Василий Смирнов, более 30 лет своей жизни посвятивший Ставропольской (Кавказской) духовной семинарии, воспитал целую плеяду деятелей культуры и искусства, среди которых и такой выдающийся осетинский художник, поэт и публицист как Костá Леванович Хетагуров. В свое время преподавал в семинарии и известный северокавказский краевед, один из основателей ставропольского краеведческого музея Г.Н. Прозрителев. Преподаватели семинарии внесли значимый вклад в изучение Северокавказского региона. Важные научные статьи публиковались ими в епархиальном печатном органе.

Некоторые преподаватели Ставропольской (Кавказской) семинарии известны своими научно-богословскими трудами. Немалый вклад в развитие духовного образования внесли учебники Дмитрия Афанасьева по библейской истории и Священному Писанию Нового Завета, «Опыт нравственного богословия» и «Введение в православное богословие» Пятницкого, а также неоднократно переиздававшийся знаменитый учебник «Православное догматическое богословие» инспектора семинарии священника Николая Малиновского.

В семинарии на высоком уровне преподавались филологические дисциплины. У священника Петра Случевского, многолетнего преподавателя семинарии и автора замечательного учебника по теории словесности учился литературе первый ставропольский писатель, известный отечественный публицист Яков Абрамов. Выпускником Ставропольской семинарии был и другой наш земляк, крупный писатель и драматург, видный представитель русской эмиграции Илья Сургучев. Однако главный плод семинарской школы словесности – это пламенные проповеди пастырей Церкви, которые на протяжении десятилетий орошали живой водой души тысяч наших соотечественников на Кавказе и в других местах.

18 мая 1920 г., на 75-м году своего существования, семинария была закрыта большевиками и, казалось бы, не плодоносила 28 лет[10]. Однако в этот период она явила миру целый сонм мучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову в годину безбожных гонений. Они подвизались как на Ставрополье и Кубани, так и в других местностях. Среди них следует выделить уже прославленных в лике святых: священномучеников Иоанна Восторгова (знаменитого синодального миссионера, настоятеля Собора святого Василия Блаженного на Красной площади, расстрелянного в 1918 г.), Николая Кандаурова, Димитрия Гливенко, Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Григория Троицкого, Андрея Ковалева, Михаила Лекторского и Симона Мчелидзе. Также окончил Ставропольскую семинарию и мученик Александр Сергеевич Верижский, профессорский стипендат Казанской духовной академии, ветеран первой мировой войны, расстрелянный за веру в 1918 г. во время поездки к родителям в родное село на Ставрополье.

Исповеднический подвиг и молитвенное предстательство новомучеников Церкви Русской позволили сохранить веру Христову и предвосхитили духовное возрождение Ставрополья и всего Северного Кавказа в наши дни. И глубоко знаменательно, что впервые их подвиг был увековечен именно трудами выпускника нашей семинарии – протоиерея Михаила Польского, автора двухтомной книги «Новые мученики Российские».

Ставропольская семинария возрождалась дважды: в год своего столетнего юбилея, в 1946 г. – трудами митрополита Антония (Романовского) – и после 1000-летия Крещения Руси – трудами его ученика, архиепископа Антония (Завгороднего). За 14 послевоенных лет из ее стен вышло 102 выпускника. Среди них – выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви, профессора духовных академий, подвижники благочестия второй половины ХХ века: митрополит Гедеон (Докукин), архиепископ Гермоген (Орехов), архимандрит Матфей (Мормыль), протоиерей Иоанн Белевцев, протоиерей Богдан Сойко, протоиерей Петр Сухоносов. Накануне закрытия семинарии в 1960 г. ее окончил Александр Завгородний – будущий архиепископ Антоний, которому Бог судил возродить свою alma mater.

В 1988 г., на торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси, он испросил у Святейшего Патриарха благословение на открытие в Ставрополе духовной школы. 16 февраля 1989 г. состоялось удивительное для Советского Союза явление – официальное открытие Духовного училища имени святителя Игнатия Брянчанинова. Был отслужен торжественный молебен, на следующий день состоялись приемные экзамены, а с 21 февраля в архиерейском доме на улице Краснофлотской начались скромные занятия небольшой группы юношей и девушек.

В кратчайшие сроки было возведено здание семинарии, освящен домовый храм в честь святителя Игнатия (первый с момента его прославления), и Владыка Антоний высказал надежду на преобразование духовного училища в семинарию, что и произошло вскоре после его кончины. В январе 1990 г. на Ставропольскую кафедру был назначен митрополит Гедеон. В праздник Сретения Господня после Божественной Литургии в Андреевском кафедральном соборе он объявил о возрождении в Ставрополе духовной семинарии, а Священный Синод до начала нового учебного года утвердил этот статус кавказской духовной школы.

Первым ректором возрожденной Ставропольской духовной семинарии стал архимандрит Макарий (Веретенников), а заведующим Регентским отделением – известный церковный регент Сергей Сергеевич Кириллов. С 1991 по 1994 гг. семинарию возглавлял архимандрит Евгений (Решетников) – ныне архиепископ Верейский, Председатель Учебного Комитета Русской Православной церкви. В 1993 г. состоялся первый выпуск, и в этом же году усилиями преподавателей при семинарии были организованы катехизаторские курсы для будущих преподавателей воскресных школ. Последующие двадцать лет стали для семинарии временем испытания на жизнестойкость и внутреннего роста.

В эти годы семинария издала серию духовно-просветительской литературы «Православные святыни Кавказа», при ней был образован Музей церковной истории и искусства, расширились контакты со светскими вузами. Была упорядочена работа заочного отделения, отделение церковных искусств, созданное для обучения православных девушек, со временем было преобразовано в Регентскую школу, а Катехизаторские курсы стали отделением подготовки приходских специалистов. На базе семинарии стали проводиться региональные межвузовские студенческие конференции и Международные Свято-Игнатиевские Чтения. Расширилась социальная и культурная деятельность духовной школы. Семинаристы несли свет веры Христовой в дома престарелых, школы и больницы, детям-сиротам и малолетним преступникам. Возникла традиция «Вечеров Православия» для православной молодежи, был учрежден ежегодный конкурс молодых дарований «Светлый Ангел» и множество других идей и проектов.

С момента своего второго возрождения в 1989 г. семинария выпустила почти 1000 студентов. В их числе – шесть архиереев Русской Православной Церкви, ректоры духовных семинарий и православных университетов, сотни православных священнослужителей в самых разных уголках мира.

В настоящее время Ставропольская духовная семинария динамично развивается. За последние 5 лет она заметно преобразилась. Еще в 2012 году у нее не было даже своего сайта, а теперь каждый может ознакомиться с любой информацией о жизни кавказской духовной школы, не выходя из дома. У семинарии не было собственного печатного органа, а теперь научные публикации ее преподавателей и других ученых можно прочитать в «Вестнике СтДС».

На качественно новом уровне возродились такие важные явления в жизни Семинарии как ежегодные Свято-Игнатиевские чтения и молодежные встречи, где за чашкой чая студенты духовной школы общаются со своими сверстниками. Продолжаются традиции социального служения в геронтологическом центре и детском приюте, паломнические поездки к древним святыням Северного Кавказа и Крыма, встречи с известными богословами и миссионерами: такими как профессор Алексей Ильич Осипов, священник Олег Стеняев, диакон Георгий Максимов, Александр Леонидович Дворкин. Ставропольские семинаристы участвуют в концертах и фестивалях, студенческих конференциях и спортивных состязаниях. Они уже дважды побеждали на чемпионатах Европы по пауэрлифтингу, жиму лежа и становой тяге, а в декабре 2015 г. заняли 1, 2 и 3 места на чемпионате мира в Москве.

В очередной период своей истории Ставропольская духовная семинария вступает с принципиально новыми материально-техническими возможностями: был проведен капитальный ремонт всех действующих зданий и помещений духовной школы, обновлен семинарский храм, открыты собственные компьютерный класс и спортивный зал, новейшим оборудованием оснащены медицинский кабинет, аудитории и библиотека. Здание семинарии увенчал купол, воссозданный по изначальным эскизам ее архитектурной композиции, а действовавший в начале 1990-х годов актовый зал был возрожден накануне юбилея в новом великолепии. Однако самым большим подарком к 170-летию духовной школы стало возвращение ей исторического здания семинарской библиотеки и лазарета, ставшее результатом многолетних совместных трудов Ставропольской и Невинномысской, сотрудников различных министерств и ведомств, депутатского корпуса и широкой общественности.

Ставропольская духовная семинария обладает крупнейшей на Юге России богословской библиотекой, сильным преподавательским составом, глубокими традициями христианского просвещения. На данный момент в ней на различных программах обучается свыше 350 человек. Завершается процесс перехода на новую модель духовного образования, и через год выпускники кавказской духовной школы впервые в истории получат дипломы бакалавров богословия.

Ставропольская духовная семинария, дважды закрывавшаяся, но всегда как из пепла восстававшая для служения Богу и людям, продолжает здесь, на Кавказе, где начинается Россия, выполнять свое предназначение. И это предназначение – самое высокое, какое может быть на земле, потому что устремлено к небесному.

[1] Михайлов Н.Т., свящ. Справочник по Ставропольской епархии. С. 34.

[2] Пятидесятилетие Ставропольской Духовной Семинарии 1846-1896 г. Ставрополь. 1896. С. 81.

[3] Моздор М., прот. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. Ставрополь 1999. С. 54.

[4] Ставропольская Православная Духовная Семинария. Ставрополь. 2011. С. 11.

[5] Ставропольская Православная Духовная Семинария. Ставрополь. 2011. С. 11.

[6] Краткий очерк истории Ставропольской Духовной Семинарии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/111105.txt (дата обращения: 12.01.2016).

[7] РГИА. Ф. 796. Оп. 164. (3 ст. 1 отд.). Д 114.

[8] РГИА. Ф. 796. Оп. 159. (3 ст. 1 отд.) Д. 325.

[9] Моздор М., прот., Шишкин Е., свящ. История Ставропольской митрополии: очерк. Ставрополь, 2013. С.

[10] Ставропольская Православная Духовная Семинария. Ставрополь. 2011 г. 12ст.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники